Режиссура мечты или как помочь ученикам добиться своей цели

dream

О целеполагании учителя и о целеполагании ученика в Дидакторе писалось уже не раз. Однако тема настолько актуальная, что к ней стоит ещё не один раз вернуться, затрагивая какие-то новые аспекты.

Успешное обучение и воспитание чаще всего связано с обретением смысла. Именно отсутствие целеполагания у ряда учащихся способствует расслоению в ученической среде.

Одним ученикам помогают родители в определении личностных целей. И часто это не совсем то, о чём мечтают сами дети.

Учитель помогает всем ученикам: и тем, кто заимствовал (или по крайней мере озвучил) цели, которые поставили перед ними родители, и тем, у кого мечты ещё не обрели материального воплощения.

Мы привыкли, что цели и мечты учащихся должны быть связаны, прежде всего, с обретением профессии. Однако его мечты зачастую далеки от этого. Они могут быть связаны и с хобби, и с семьёй, дружбой, взаимоотношениями с одноклассниками, занятием спортом, художественным творчеством и пр.

Не стоит отбрасывать это. Помогите ученикам.

После того, как ученики выбрали свои категории, попросите их выбрать ту из них, на которой они хотели бы сосредоточиться в первую очередь. Безусловно, возможна реализация своей мечты, планов сразу в нескольких направлениях. Однако лучше позаботиться о том, чтобы ученики не работали сразу над слишком большим количеством стратегических целей.

Убедите ученика, что вы хотите помочь ему реализовать свою мечту. И в то же время объясните, что эти цели должны быть только для себя.

Ученик не может и не должен ставить перед собой цель, которая включает в себя чье-либо поведение, кроме его собственного.

А мы часто слышим такие оправдания: «Я хотела заниматься вокалом, а родители отдали меня в художественную школу…», «Никто в классе не хочет со мной общаться…»

Предложите ученику хотя бы на несколько минут погрузиться в свою мечту. Сделайте паузу. Пусть он представит себе ту идеальную картину, о которой он мечтает.

А затем приступаем к главному: пусть  озвучит или опишет свою мечту.

Эта запись может быть предназначена для личного дневника. А может у вас есть дневник, где вы фиксируете результаты бесед с учениками. Главное, не делайте это перед ними.

Эти записи могут быть полезными для сравнения их с более поздними,. Увидеть насколько они взаимосвязаны и действенны для достижения цели. Ученики  должны повторить такую процедуру с другими своими мечтами по другим категориям.

Затем попросите ученика объяснить, что привлекает его в данной мечте, как он видит себя в том случае, если мечта осуществится.

Когда ученик описал две-три свои мечты, поможем ему в их реализации. А для этого надо поставить перед собой ЦЕЛЬ.

вернуться к реальности

Следующий шаг заключается в том, чтобы помочь ученику определить желание, из которого следует сформулировать цель.

Например, если ученик мечтает работать в МЧС, потому что «там хорошо платят», значит он не знает самой сути этой благородной профессии, где человек, который трудится в этом ведомстве, владеет несколькими специальностями. Попадая в сложную ситуацию, он может одновременно быть пожарным, водителем, а также оказать медицинскую помощь. Должен обладать хорошим здоровьем, устойчивой психикой.

Таким образом, ученик должен потратить некоторое время, размышляя о том, что кажется действительно для него важным.

Погружение в реалии поможет ученику выяснить, какие аспекты его мечтаний являются надуманными, а какие кажутся ему достижимыми. Следует признать, что с силу своего возраста молодежь понимает наши слова о том, что можно добиться своего при огромном желании, слишком просто. Многие ученики считают, что даже минимального усилия достаточно для достижения цели.

Другая проблема, которую, к сожалению, мы сами же и создаём, убеждая ученика, что он может всего добиться. Это игнорирование индивидуальных особенностей и способностей ученика. Есть некоторые вещи, которые нельзя создать силой воли или усердием: гениальность, талант, идеальный слух и т.п.

Решите этот вопрос деликатно, чтобы не препятствовать ученикам мечтать. Не лишайте их радости достижения личных целей или собственных разочарований. И эту школу достижений и ошибок они должны пройти сами.

Вы можете помочь ученикам сделать реалистичные самооценки, не повреждая их чувства.  Это позволяет ученикам с низкими интеллектуальными способностями сосредоточиться на том уровне потенциального успеха, которого он может достичь. Без необходимости объявлять ученику, что он неспособен обрести профессию, требующую высшего интеллекта. Или стать выдающимся музыкантом, не имея для этого уникальных данных.

Как только ученики обобщили результаты своего самооценивания, определили, какими сильными сторонами они обладают, можно вернуться к своим записям и выбрать одну описанную мечту. Ту, которую они хотели бы реализовать в первую очередь. Ученики должны научиться писать конкретные, личные цели.

Общие (стратегические) цели — это только первый шаг в реализации мечты. Как правило, они описывают некий идеал. Путь к её достижению недостаточно прописан.

После того, как ученики  установили общие цели, им необходимо научить их писать конкретные, достижимые цели, которые приведут их к успеху.

 

как научить учеников писать конкретные цели

1.Необходимо убедить учеников, что цель должна быть позитивной. В ней не должно быть условностей: «возможно», «при условии». Если ученик не уверен, значит эту цель необходимо раздробить на несколько задач, этапов.

Я это сделаю — вот главные слова в таких целях.

 

2. Безусловно, некоторым ученикам будет трудно перевести общую цель в ту, которая является конкретной и измеримой.

Проведённый вами классный час, организованная дискуссия очень полезна ученикам  для того, чтобы научиться быть конкретными, так и видеть различные возможные цели.

Попросите учеников предложить варианты измерения целей, проверки их достижения.

3. Определение сроков достижения целей является большой проблемой для многих учеников.

Объясните им: оценить разумные сроки возможно лишь тогда, когда они планируют на самом деле приступить к работе над достижением цели.

Поскольку достижение большой цели включает в себя реализацию ряда тактических целей и задач, попросите учеников перечислить эти шаги и сроки, которые они выделяют для каждого из них.

Предложите ученикам подождать с началом работы над реализацией общей цели в течение недели, чтобы подумать ещё раз над планом, над сроками. И у вас будет время определиться с конкретными предложениями.

4. После перечисления конкретных шагов, необходимых для достижения цели, некоторые ученики теряются, с чего начать.

На этом этапе полезно, чтобы они представили себе преимущества, которые они ожидают получить от достижения своей цели. Они обычно связаны с чувствами о себе. Убедитесь, что ученики по-прежнему с энтузиазмом относятся к своей цели. Если вдруг  они «остыли», пусть они начинают с новой цели.

5. Воспользуйтесь цифровыми приложениями для составления таблиц, диаграмм.

Так ученикам будет нагляднее видно, как они продвигаются к своей цели.

Иногда следует обратить внимание учеников, что они приступают к реализации трудной задачи. Помогите им увидеть этот вызов, который потребует от них больших усилий.

Приведите примеры из жизни великих. Покажите, как они преодолели серьезные проблемы в своей жизни.

Великий Сенека в своё время мудро заметил:

Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный.

От УЧИТЕЛЯ многое зависит, чтобы абсолютное большинство учеников знали, к какой гавани пристать.

О целеполагании читайте в Дидакторе:

О целеполагании. Взгляд со стороны.

Как научиться ставить образовательные цели?

ПАДагогическое колесо Аллана Каррингтона — интерактивный инструмент учебного планирования.

С какой целью ученик идёт на урок?

Интерактивная таксономия учебных целей и задач

Четыре условия достижения результата в обучении

Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.