Как научиться ставить образовательные цели?

Завершая Марафон мультимедийных уроков, я обещал вернуться к одной из самых больных тем в педагогике: к целеполаганию урока. Между тем, оглянувшись на архив Дидактора, я обратил внимание, что этой теме уже было посвящено несколько статей.

Тема сложная, требующая основательной  работы над собой. И, пожалуй, нет ничего лучше летнего отпуска для того, чтобы поработать основательно над собой.

Не отдыхом единым… Я в этом убедился по статистике Дидактора, когда вдруг в последние дни появились читатели… из Бразилии. Видимо, среди наших футбольных болельщиков есть и учителя. И это приятно.

На мой взгляд, хаос в образовании, прежде всего, мешает учителю заниматься своей деятельностью ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО.

В современной школе учитель живёт по ситуации. Живёт сегодняшним днём.

В таких условиях целеполагание становится ненужным. Мы привыкаем к этому. Мы готовы быть хорошими исполнителями, забывая о творческом начале педагогической профессии.

Согласитесь, так жить и работать неинтересно.

Ставя перед собой образовательные цели, учитель больше получает удовольствие от своего труда. Понимает, что не напрасны его переживания и недосыпания.

Но целеполаганию необходимо учиться. Предлагаю посвятить этому летнее время.

Что можно почитать?

1. Сергеев И. С.. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 316 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»)., 2004. Эта работа имеется в свободном доступе в интернете. Книга не перегружена наукоподобными терминами, легко воспринимается. Читайте главу ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА.

2. Левитас Г.Г. Образовательная технология и целеполагание//Завуч. 2003. . № 1. Статья известного методиста не прошла без внимания специалистов. Является одной из наиболее цитируемых.

3. Коган А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания//Практическая психология и социальная работа. Киев, 2000. №2.Читайте электронную версию.  Аркадий Федорович — известный математик, педагог, психолог, научный корреспондент Института психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины, в настоящее время проживает в Израиле.

4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003. Книга изобилует практическими примерами постановки учебных целей и задач.

5. Д Толлингерова, Д. Голоушова. Г. Канторкова. Психология проектирования развития детей.- Москва — Прага, 1994. Уникальная книга, развивающая идеи таксономии Б. Блума. Брошюру двадцатилетней давности найти нелегко. Вот один из пространных комментариев к ней.

6. Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. Донецк, 2003. Читайте pdf-версию.

7. Манукян С. Актуальные проблемы современной педагогики. В книге автора много места уделено воспитательным целям. Читайте электронную версию.

8. Скороходова Л.Ю. Психология ведения урока. СПб, 2002. Электронной версии пока не обнаружил.

9. Гузеев В.В.  Целеполагание и планирование результатов в обучении. Отношусь ко всем публикациям Вячеслава Валерьяновича с огромным уважением.

10. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград, 2009. Я очень ценю тот отрывок жизни и работы, когда работал над этой книгой. Видимо, труд был не напрасным. Книга оказалась востребованной.

И статьи Дидактора:

1. С какой целью ученик идёт на урок?

2. Когда начинается забота об ученике?

3. С какой целью я иду на урок?

4. Воспитательные цели урока: как их добиваться?

5. Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

6. Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока

7. Мотивация деятельности учителя и ученика

8. Четыре условия достижения результата в обучении

9. Постановка учебных целей и задач на уроке

10. Интерактивная таксономия учебных целей и задач

В течение лета в Дидакторе будут периодически публиковаться новые рекомендации, что прочитать о целеполагании. Надеюсь получить отзывы о ваших впечатлениях. Какой из рекомендованных материалов оказался для вас наиболее полезным?

Комментарии к “Как научиться ставить образовательные цели?

  1. Нами говорит:

    Спасибо за «вектор».
    Когда-то на сайте «Первое сентября» были очень хорошие курсы «Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса» Н.Л. Галеевой. http://upr.1september.ru/article.php?ID=200701712
    Я периодически обращаюсь к материалам курса, они актуальны и сегодня.

  2. нами говорит:

    “Первое сентября” появилось сообщение о том, что одноименная газета прекращает выходить с июля. Издание, которое создал педагог и публицист Симон Соловейчик, просуществовало почти 22 года.
    “Это знак. От учителя не требуют хороших уроков”, — высказал свое мнение в комментарии Педсовету академик Борис Бим-Бад, который в свое время был у истоков “Первого сентября”.
    “У меня абсолютное чувство, что Симон Львович [Соловейчик] умер второй раз», — написал на своей странице в фейсбуке научный руководитель Института образовательной политики “Эврика” Александр Адамский.
    “Все эти годы свобода уходила из общества, из школы, из образования”, — грустно пишет в своей прощальной колонке главный редактор газеты Елена Бирюкова. — Мы не можем молчать и должны писать о вещах и событиях, которые к педагогике и школе впрямую не относятся. Но и не имеем права менять суть газеты, превращать ее в действующую сторону конфронтации, которая сегодня незримо раскалывает семьи и дружбы, заставляет каждого на свой страх и риск решать, кто он и с кем…”
    http://pedsovet.org/content/view/22147/250/

  3. Саша говорит:

    в сообщении учителя Марии Сониной, автора нескольких хороших блогов по обществознанию и применению дистанционных технологий в обучении, поднята тема целеполагания и постановки учебной цели и дана ссылка на «инструмент целеполагания», работающий он-лайн. Вот ссылка на пост: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/2014/07/blog-post.html.
    Как Вы оцениваете такой, несколько «механистический» подход к целеполаганию?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.