Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

klass_nПродолжаем серию зарисовок, посвящённых целеполаганию урока. Убежден, что без умения ставить перед собой чёткие цели урока, учитель не добьётся хороших результатов. В педагогической литературе все чаще упоминается понятие «совокупного субъекта познания» (в образовательной сфере это микрогруппа, класс, школа).

«Целенаправленное объединение усилий людей, каждый из которых владеет уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний, позволяет получить интегрированный образовательный результат» (И.А. Колесникова. Основы технологической культуры педагога. СПб, 2003. С. 37).

Отсюда следует, что учитель должен позаботиться не только о целеполагании ученика, но и группы, класса, уметь управлять его познавательной деятельностью коллектива.

Учителю вовсе не обязательно объявлять цели урока ученикам. Объявление целей не гарантирует их присвоение учениками. Главное, пробудить в учениках действие. Но чем больше целей, оглашаемых учителем, и чем они серьезнее или грандиознее, тем менее симпатичными будут выглядеть в глазах учеников самые безобидные или даже привлекательные «игровые действия».

И наоборот — ученики, как показывает практика, вопреки дидактическим иллюзиям учителя легко и даже с удовольствием совершают действия, цели которых педагогом не оглашены. Особенно если их содержание неожиданно, дидактически непрозрачно.

Почему же дидактическая цель, оглашаемая всему классу перед заданием, становится непривлекательной для многих учеников (а в подростковом возрасте — для очень многих)? Почему ученикам в самом согласии с предлагаемой педагогом целью мерещится потенциальная угроза непроницаемости, таинственности их внутреннего мира?

Столкнувшись с чужой целью, ученики тут же вспоминают о собственной субъектности, и поэтому отказ от произносимой учителем цели становится для многих школьников способом возвращения, обретения, углубления ощущения своей самобытности.

Известно, что иногда школьники заранее склонны отказываться от учительской, чужой цели, которую при другом раскладе они, возможно, с удовольствием бы приняли.

«Для человека, уверенного в своей субъектности, в заявлении чужих целей нет ничего страшного; он легко справляется с этой кажущейся угрозой. Иное дело подросток — до уверенности в своей субъектности ему еще далеко» (В.М. Букатов. Тайны в учительской профессии//www.altruism.ru/sengine.cgi/5)

Часто учителя недоумевают: так хорошо подготовился (подготовилась) к уроку: раздаточный материал, сценарий урока прописан до минуты! А урок не получился.

Причина банальна. Ребенок может физически ощущать, как направленная на него цель приравнивает его к бездушному предмету, к вещи, функция которой — хорошо служить желаниям другого человека. Перед учеником как бы возникает выбор: овеществиться и безропотно выполнять задуманное учителем или показать «прорезающиеся зубки».

Таким образом, учебные цели могут быть скрытыми и явными.

Практикум.

Пример 1.

Урок истории в 9-м (11-м) классе, посвященный советским реформам конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века. Накануне урока учитель был неуверен, насколько свободно ученики могут оперировать такими понятиями, как «революция», «эволюция», «реформа».

Класс был распределен не четыре микрогруппы. Каждой из групп были розданы уже распечатанные из энциклопедических словарей определения данных терминов. Помимо этого одна из групп получила два надутых шарика, другая – два куска шпагата с узлом посредине каждый, третья – два листа бумаги, четвертая – две палочки.

Задания все группы получили одинаковые:

Подумайте, обсудите и покажите классу, как изменить форму одного предмета «революционным» путем, другого – «эволюционным» путем. В чем достоинства и недостатки «революционного» и «эволюционного» преобразования предметов?

Благодаря «погружению» в данную проблему, ученики при выполнении учебных задач буквально «прочувствовали» своими руками тяжело воспринимаемые ими термины. Каждая из микрогрупп подробно прокомментировала достоинства и недостатки каждого из путей.

Ученики самостоятельно вышли на понимание революционного и эволюционного характера реформ, оценили характер индустриализации и коллективизации в СССР в указанный исторический период.

Учитель добился поставленных перед собой педагогических целей: ученики не только знали определение указанных историко-философских терминов, но и могли дать собственную оценку историческим событиям.

Пример 2.

leonovВспомните весьма любопытный эпизод из фильма Г. Данелия «Джентльмены удачи», когда герой  великолепного А.Леонова, будучи заведующим детским садиком «отменил» завтрак и предложил малышам «отправиться» в космическое путешествие.

Цель для детей была представлена в скрытой, игровой форме: «заправиться». В результате воспитатели добились своего: дети с аппетитом поели.

Чем выше мотивация учащихся, тем проще предлагать им учебные цели. К примеру, модульно-блочные технологии, в которых заложен задачный подход, благодарно принимаются учащимися, заинтересованными в глубоких знаниях.

И, наоборот, чем сложнее педагогическая ситуация, тем внешне привлекательнее должны быть явные ученические цели и задачи и тем чаще учитель будет преследовать скрытые учебные цели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.