Артём Аствацатуров — руководитель Интернет-проектов.
В Дидакторе уже не раз поднималась тема о целеполагании урока. Это ключевое условие результативного обучения, которое позволяет учителю сосредоточится на важном. Но мне хотелось бы рассказать о более глобальном, стратегическом целеполагании педагога.
Цель урока — это цель верхнего уровня. Но она должна строится на более фундаментальном, долгосрочном основании.
Есть множество книг о психологии постановки и достижения целей. Такие признанные авторы, как Брайан Трейси, Бодо Шефер, Стивен Кови уже много лет учат людей сначала осознать свои желания и убеждения, а уже затем строить свою жизнь и карьеру.
Общий смысл их теорий строится на том, что человеку нужно определить свои цели в нескольких жизненных областях — семья, карьера, здоровье, отношения, друзья, самосовершенствование, финансы. Когда человек осознает свои цели, когда он их может внятно сформулировать, тогда ему проще принимать решения.
Цель «быть здоровым» плохая цель. Цель «жить до старости в трезвом уме и увидеть свадьбу внуков» — хорошая цель.
Именно такая цель поможет отказаться от работы до 2 часов ночи, от праздничных перееданий и т.д.
Или, как пример, «семья». Цель «выстроить близкие доверительные отношения с родными и близкими» определяет, куда идти в гости и как с провести с ребенком свободный час времени.
Но я хотел бы вернуться к целеполаганию педагога. Прежде чем заниматься целеполаганием урока, поиском формулировок для учебного плана, нужно понимать свои более серьезные цели.
Если ваша цель в этом году «Мои дети сдадут ЕГЭ со средним баллом 75», то вы не сформулируете цель урока «ознакомить детей с творчеством Пушкина». Нет! У вас есть мечта — «ЕГЭ, 75 баллов». И при таком подходе вы поставите на уроке задачу «Освоение основных этапов творчества и жизни Пушкина. 10 самых важных произведений и 50 самых важных персонажей».
Цель будет конкретна и поможет вашим личным задачам. (Заранее прошу прощения за возможные методические неточности — я просто хочу поделиться принципами).
Задача хорошо подготовить детей к ЕГЭ может быть частью больших жизненных планов — «стать учителем года», «стать завучем», «заработать авторитет и перейти на работу в гимназию». Ваши личные карьерные цели помогут вам принимать что-то и придадут сил с чем-то бороться.
А если вы поймете цели (или хотя бы желания) своего руководства, вам станет еще легче. Вы будете писать столько отчетов, сколько нужно — вы знаете, что тем самым поможете директору пройти аттестацию и директор это не забудет. Вы будете уделять подготовке урока столько времени, сколько нужно, чтобы получить результат.
И в тоже самое время вы с чистой совестью будете говорить «нет» грубым родителям, назойливым коллегам.
Как и цели руководства, цели детей тоже важны. Девочки хотят найти своих «принцев». Ну так нужно узнать про этих «принцев», этих молодых и успешных людей, найти их жен. И рассказать, какое образование у жен принцев. Какие любимые книги, о чем они разговаривают на встречах, чем они отличаются от других.
И быть может это поможет достигнуть своих результатов и донести до учениц все то, что вы так хотели бы им рассказать.
Осознавание своих карьерных целей — крайне важный элемент работы.
«Просто учитель» так и будет работать по привычке, оправдывать отсутствие энтузиазма низкой зарплатой или плохим коллективом.
Сложнее совмещать свои желания из разные отраслей. Как работа на износ ради карьеры будет увязываться с семьей? Нужно искать компромисс, находить выход. К примеру молодая учительница может решить, что она работает для детей, а для денег у нее должен быть муж, который обеспечит семью.
Взрослый педагог поймет, что ради здоровья лучше взять на репетиторство 2-х учеников, вместо дополнительных 20-ти часов нагрузки в школе. Мой знакомый ради здоровья и семьи ушел с директорства на должность учителя физкультуры. В его возрасте он не заботится о сокращении часов (физрукам ничего пока не сокращают), не думает о проверках.
Но зато его ученики выигрывают спортивные кубки (удовлетворение профессиональных целей), а его внуки видят его всегда свежим и готовым кататься на лыжах.
Я не имею права учить жить. Но я считаю важным оглядеться. Задуматься о своих целях. Понять их. И тогда более мелкие вопросы и задачи будут восприниматься проще.
Еще раз хотел бы напомнить про основные области жизни в которой нужно понять свои цели и научиться их балансировать. Семья, карьера, здоровье, отношения, друзья, самосовершенствование, финансы.
И раз уже статья про цели, то напомню еще о важном моменте. Цели, по возможности, должны формулироваться по методике SMART.
Напомню, эта аббревиатура означает следующее:
- Specific (конкретный)
- Measurable (измеримый)
- Achievable (достижимый)
- Reltvant (актуальный)
- Time-bound (ограниченный во времени)
Цель «написать эссе» — плохая цель.
Цель «написать эссе на 5000 слов по своей дисциплине к 25 мая» — смарт цель.
Она конкретна, ее завершение можно измерить, она вполне достижима, она важна и есть понимание когда это должно быть достигнуто.
Артем Аствацатуров, сын.
Спасибо за поднятую тему. Она очень актуальна для меня. Вот только у меня возникло некоторое недопонимание, особенно про технику формулировки цели по SMART. Мне довелось проходить обучение «Технология ведения и оценка эффективности проектов», там объясняли и о правильной постановке цели и о SMART, только говорилось о том, что правильно сформулированная цель предполагает формулировку задач по SMART, которые должны привести к достижению цели. Т.е. не цель формулируется по SMART, а конкретные задачи. А цель — это образ будущего. При постановки цели нужно описать состояние, которое как будто уже достигнуто.
Мне кажется, что описанный вами подход несколько ошибочен. Формирование четко поставленной задачи это важно. Но если задачи ставятся на основании цели, то как можно поставить четкую задачу основываясь на нечеткой цели?
СМАРТ цели как раз и помогают дефрагментировать достижение большой цели на последовательность понятных задач.
Нечеткая цель «похудеть» повлечет постановку задачи «бегать по утрам». А цель «похудеть на 5 кг» -> «бегать 3 раза в неделю по 5км».
И даже в ваших формулировках цель — «состояние, которое как будто уже достигнуто». Как же без СМАРТ подхода описать это состояние?