Как избежать распространённых ошибок при постановке учебных целей и задач?

В преддверии нового учебного года Дидактор хочет посвятить несколько статей учительскому планированию. Безусловно, готовясь к урокам, мы задумываемся о том, как добиться ощутимых результатов в обучении.

Цели урока являются ключевой частью в создании эффективных, реальных планов уроков. Не тех, которые мы готовим не для себя, впопыхах или для проверяющих. А тех рабочих уроков, благодаря которым мы добиваемся высокого качества обучения. По сути, цели урока рассказывают, что учитель на самом деле хочет, чтобы его ученики узнали и чему научились в результате урока.

Более конкретно, цели урока обеспечивают руководство к действию, которое позволяет учителям гарантировать, что учебная информация, которую они преподают, дойдёт до «адресата», станет необходимой и жизненно важной для учащихся. Кроме того, цели дают учителям то измерение, которое может быть использовано для определения обучения и достижений учащихся, и эта мера также должна быть вписана в цель.

Поскольку учителя описывают в своих план-конспектах и технологических картах цели обучения, важно, чтобы они избегали распространенных ошибок. К сожалению, они довольно часто встречаются. Я буду сегодня приводить конкретные примеры, взятые из учительских разработок, которые тысячами публикуются в интернет-пространстве. Разумеется, без указания фамилий.

Вот наиболее распространённые ошибки вместе с примерами и предложениями, как их избежать.

Цель не указана в формате ожидаемых действий ученика

Поскольку цель состоит в том, чтобы направлять процесс обучения и формирующего  оценивания, имеет смысл только то, что план урока написан в отношении учащегося. Однако распространённая ошибка заключается в том, что учитель сосредоточился на том, что он планирует сделать на уроке.

primer

Обратите внимание. В учебных задачах присутствуют термины злосчастной, неконкретной триединой дидактической цели: обучать, развивать, воспитывать. Глаголы обо всём и ни о чём. Глаголы несовершенного вида, которые не показывают законченности действий.

Учебные задачи должны формулироваться глаголами совершенного вида, обозначающими завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс.

Эти ошибки легко исправить, начав каждую задачу с таких слов, как «ученик  будет…» или «ученик сможет выделить ….», «ученик овладеет алгоритмом поиска…».
Лучшим примером цели данного урока, на мой взгляд, было бы: «ученик овладеет алгоритмом поиска определения и графически сможет обозначить его». Возможно, филологи поправят меня в деталях.

Если урок является частью серии уроков по заданной теме, то цель должна указывать, что ученик сможет сделать к концу каждого урока, в каждой точке серии.

 

Очень важно прописать способ, которым учитель может узнать, достигли ли учащиеся поставленной цели, как будет измеряться обучение.

Цель не наблюдаема или неизмеряема

Смысл любой цели обучения заключается в том, чтобы предоставить преподавателю возможность выяснить, насколько качественно ученик усвоил учебный материал. Однако это невозможно, если цель не содержит перечень легко наблюдаемых или измеримых элементов.

primer1

Измерение может быть сделано различными способами:

  • обсуждение,
  • устные ответы,
  • тренажёры,
  • игровые упражнения
  • интерактивные ответы,
  • домашние задания,
  • тесты и т.д.

Та же самая цель, поставленная учителем, была бы лучше, если бы способ измерения обучения был записан в этой цели.

Например, «ученик сможет перечислить главные исторические персонажи, основные события 1240-1242 гг., указать на карте места сражений».

В зависимости от уровня оценивания и уровня сложности, все цели урока должны быть конкретными.

 

Цель слишком общая

Любые цели обучения должны предоставлять учителям конкретные критерии, которые они будут использовать для оценивания своих учеников.

Пример.

primer2

Поставленные цели и задачи о том, что ученик будет знать названия и символы элементов периодической таблицы, не является конкретным. Существует 118 элементов таблицы. Должны ли ученики знать все или только определенное их количество?

Эта плохо написанная цель не даёт учителю достаточного руководства, чтобы определить, была ли эта цель достигнута. Однако задача «ученик перечислит названия и символы первых 20 элементов периодической таблицы», «ученик сможет определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам», —  ограничивает критерии определенным количеством элементов и конструкций, которые они должны знать.

Учителя должны быть осторожны, когда они описывают средства для измерения результатов обучения или критерии. Цели обучения должны быть ясными и краткими.

Цель слишком длинная

Чрезмерно сложные и многословные цели обучения не так эффективны, как те, которые просто указывают, что учащиеся должны узнать из урока и что продемонстрировать. Наилучшие цели обучения состоят из простых глаголов совершенного вида и измеримых результатов.

Пример неудачной многословной цели, которая не имеет измеримого результата:

primer3

Вместо этого преподавателю было бы лучше написать: «ученик сможет создать иллюстрированную ленту времени главных сражений Великой Отечественной войны» или «ученик сможет ранжировать решающие сражения в соответствии со степенью их важности».

 

Учитывая необходимость дифференцированного подхода в обучении, учителя должны избегать соблазна создавать общие цели обучения для всех классов.

Цель должна соответствовать потребностям учеников

В течение учебного дня учителя могут иметь несколько уроков в одной параллели с одним и тем же содержанием. Или одни и те же темы в разных концентрах обучения.

Однако, поскольку нет двух одинаковых классов, хорошо написанные цели урока должны быть настроены для каждого класса в зависимости от потребностей учащихся. 

Разумеется, это может показаться дополнительной сложностью. Но цели обучения предназначены для конкретного ученика и должны быть измеримы.

Написание одной и той же учебной задачи для каждого класса, независимо от уровня их успеваемости, не поможет измерить успеваемость учащихся. Вместо этого должны быть определенные в конкретном классе цели урока.

Например, учитель истории может разработать две различные цели обучения, основанные на уровнях успеваемости и в различных концентрах в классах, изучающих Российскую революцию 1917 года. Цель урока в одном классе может заключаться в том, чтобы указать причинно-следственные связи, хронологию событий.

Перед другим учениками, которые показывают более глубокое понимание, может быть другая цель обучения. К примеру, «ученик сможет проанализировать характер и значение событий».

Различные цели обучения также могут быть написаны не только для разных классов, но и для отдельных групп в классе. Учитель прекрасно понимает, что перед ним сидят  учащиеся с различным уровнем обученности и способностей. И конкретизация учебных целей для каждой категории не будет лишней.


Вопросам целеполагания в Дидакторе был посвящён ряд статей.

Постановка целей и задач на уроке.

С какой целью ученик идёт на урок?

Когда начинается забота об ученике?

С какой целью я иду на урок?

Воспитательные цели урока: как их добиваться?

Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока

Мотивация деятельности учителя и ученика

Четыре условия достижения результата в обучении

Интерактивная таксономия учебных целей и задач

Как научиться ставить образовательные цели?

 

Один комментарий к “Как избежать распространённых ошибок при постановке учебных целей и задач?

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.