Мотивация деятельности учителя и ученика

motiv

Вполне очевидно, что у учителя и ученика мотивация учебной деятельности совершенно разная. Для педагога-мастера само творчество может быть самоценным. Смысл педагогического творчества — в самом творчестве. Зачастую учителя получают большее моральное удовлетворение не столько от результата урока, не от того, каковы итоги при его завершении, а от того, чем ученики занимались на уроке.

То есть, по сути, идет подмена целей урока средствами их достижения.  Качество такого урока, реализация воспитательных и дидактических целей, всецело достигает­ся за счет деятельности учителя. Он имеет замысел урока, привлекает учеников к осуществлению этого замысла.

В конеч­ном счете, все могут остаться довольными: и учитель, и учени­ки  (не подвели учителя!), и проверяющая работу учителя администрация, и пришед­шие на открытый урок коллеги-учителя. Однако в данном случае ученики на таком уроке являются лишь средством достижения замысла и цели учителя. К примеру, присутствуя на открытом уроке истории в одной из школ нашего региона, посвященном «Великим географическим открытиям», учителя увидели целый фейерверк оригинальных педагогических приемов.

Урок хорошо был оснащен наглядностью, использовалось много дополнительного материала. В общем, урок-«шоу» прошел «замечательно» в традиционном его понимании.  Вот только осталось неясным: а какой вывод ученики сделали о значении открытий, смогут ли они к следующему уроку указать основные причинно-следственные связи данного, исключительно важного для мировой истории, события?

Гораздо сложнее добиться от ученика творческого отношения к учебе. Ученику такую мотивацию надо ещё сформировать. Сначала он работает для учителя и родителей – ради оценки учителем и родителями его «скорбных трудов». Этой оценкой ученик вдохновляется на творческие подвиги, или, наоборот, желание совершать эти подвиги пропадает после пренебрежительной, а иногда, к сожалению, и унизительной оценки, полученной от учителя…

dvoikaА кого-то именно холодный душ и может раззадорить… Ученик захочет всем, а главное себе доказать, что он на что-то способен.

Это банальная констатация, но из неё следует, что учёба для ученика, как правило, не является самостоятельной ценностью.

Ученик большей частью в школе работает не для себя, а для кого-то.

Сколько раз мы замечали, что наши дети начинали вдруг хуже (или лучше) учиться по той или иной учебной дисциплине лишь потому, что пришел новый учитель.

И лишь постепенно, по мере овладения секретами познания, содержанием предмета, учащийся начинает учиться для себя. Обратите внимание на само слово «УЧАЩИЙСЯ». Возвратная частица в конце слова позволяет трактовать его как «учащий самого себя». Неправда ли существенное отличие от понятия «обучаемый»?!

Одной из причин имеющегося кризиса технологий развивающего обучения является недостаточно проработанная система практического целеполагания. Учитель сможет «достучаться» до каждого ученика, если разберется в его личных проблемах, поможет в постановке личных целей, обеспечит личную мотивацию учащегося. Индивидуальный подход в обучении возможен лишь в том случае, если учитель научится оценивать ученика за то, что он знает и умеет на  определенном этапе, а не за то, что ученик не знает.

Таким образом, цели и позиции ученика и учителя сбли­жаются, если ученик стремится быть активным в разрешении собственной проблемы, учение для него является потребностью.

Между тем, целенаправленная работа учителя на уроке должна являться основой педагогического взаимодействия.

По мнению И.А. Колесниковой, «отсутствие такого контекста делает взаимодействие людей внепедагогическим, переводя его в житейскую, терапевтическую, психологическую или иную плоскость, вынесенную за скобки профессионально-педагогического события» (И.А. Колесникова. Основы технологической культуры педагога. СПб, 2003. С. 13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.