Стратегии быстрого реагирования на возникающие проблемы в обучении?

Все кажется нормальным. Даже здорово. Среди ряда ваших учеников, наверняка, есть те, которые выполняют все домашние задания, активно участвуют в уроках, отвечают правильно. Но вас что-то мучает, не даёт успокоиться.

И вот контрольная работа. Или разработанный вами обобщающий тест по большой теме. И вдруг эти «успешные» ученики показывают плохие результаты. Знакомая картина?

Как вы можете исправить эту ситуацию? 

Знание того, когда и особенно как эффективно начать процесс быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию, является очень чувствительным и весьма сложным вопросом в условиях классно-урочной системы.

Хотя, безусловно, вы стараетесь предотвратить возможность возникновения подобных ситуаций, они всё же могут возникнуть.

Надеюсь, данная статья поможет вам в приобретении новых знаний того, как обеспечить продуктивное, конструктивное реагирование на возникающие критические ситуации. По сути, мы наполняем конкретным содержанием широко известное дифференцированное обучение.

планируйте возникающие ситуации заранее

Независимо от этого, как успешно продвигается процесс обучения, ваш «план Б»  должен обязательно учитываться в планировании занятий. Это связано с тем, что вы являетесь гарантом высококачественного обучения и осуществляете постоянный контроль, как каждый ученик усваивает учебный материал.

Ещё на ранней стадии мы определяем, кто из учеников не справляется с поставленными учебными задачами или в силу своей недисциплинированности постоянно отвлекается, влияя на общее состояние работоспособности класса.

Такие ученики являются объектами вашего быстрого реагирования. В этих целях мы создаём микрогруппы или работаем с такими учениками индивидуально. Наша работа, как правило, направлена на устранение проблемных мест и формирование у  таких учеников недостаточно развитых, но очень необходимых навыков самостоятельной работы для ускорения их обучения.

В зависимости от степени сложности возникшей ситуации нам может потребоваться помощь других учителей. Мы можем сообщить родителям учащегося о том, что  переходим к новой стратегии обучения с их ребёнком.

Универсальных приёмов быстрого реагирования не существует, но важно знать уровни такой работы, как действовать на каждом из них.

Уровень 1: высококачественное обучение и гибкое оценивание

Думайте о первом уровне быстрого реагирования как о повседневном дифференцированном обучении. Это поможет гарантировать, что временные неудачи отдельных учеников не являются результатом неправильных методов обучения.

Наиболее популярные методы включают в себя активную познавательную самостоятельную деятельность учащихся:

  • Включение разнообразных технологий
  • Обучение на основе запросов
  • Игровое обучение
  • Технологии сотрудничества
  • Проектная деятельность
  • Проблемное обучение
  • Активное обучение

Высококачественное обучение в современных условиях предполагает также широкое использование цифровых инструментов формирующего оценивания.

Предположим, вы провели онлайн тестирование, викторину или дидактическую игру по истории и на основе данных  используемого сервиса заметили, что несколько учеников испытывают затруднение при выполнении конкретных учебных задач по знанию дат. Дайте новый тест или викторину, связанные с датами.  Предварительно обсудите и смоделируйте ключевые шаги и конкретные действия с этими учениками.

Тем не менее, вы не должны терять драгоценное время и реагировать так поздно на  возникающие проблемы у отдельных учеников.

Если ученик или ученица не показывают быстрого ощутимого улучшения, это может быть сигналом для второго уровня быстрого реагирования.

Уровень 2: Целенаправленное реагирование

Сохраняя общий стиль обучения на первом уровне, на следующем этапе используются чёткие дополнительные упражнения и уроки, ориентированные на конкретные потребности ученика.

Обычно вы выполняете эти упражнения и уроки в небольших группах вне времени основного занятия, например, в группах продлённого дня в школе. Это позволяет ученикам с общими проблемами работать вместе, концентрироваться на  решении конкретных учебных задач, определённых учителем.

Как объективно определить кандидатов для целевого реагирования?

Оценка промежуточных результатов: при изучении каждой темы составьте блиц-опрос, дидактическую игру, фронтальное задание в классе, которое охватывает все основные навыки и знания, которые вы изучали до сих пор.

В данному случае ученики покажут, насколько глубоко они знают учебный материал, умеют оперировать приобретёнными знаниями, совершать сложный мыслительные операции по анализу, синтезу, оценке.

Формирующее оценивание: после проверки тестов и интерактивных заданий уже будет ясно, кто из учеников испытывает проблемы в обучении. Кандидатами на целевое реагирование, как правило, являются учащиеся, которые получают неудовлетворительные оценки или приближаются ним.

После занятий или во время перемен, работайте с учениками, которым нужна помощь. Сосредоточьтесь на прояснении «зависших» вопросов или формировании у учеников тех навыков, которые недостаточно развиты. Вы предоставляете упражнения, которые требуют от них совместной и индивидуальной работы.

Например, учащиеся могут работать в команде для решения интерактивных задач на образовательных сайтах по математике или физике. Затем каждый из них может заполнить рабочий лист (лучше интерактивный рабочий лист), укрепляющие навыки, которые они практиковали на образовательном сайте. Анализируя данные рабочие листы, вы сможете оказать поддержку ученикам, используя дополнительные разъяснения и заполняя их пробелы в знаниях.

Без сомнения, вы должны соблюдать некоторые принципы целевого реагирования и регулировать занятия по:

  • Продолжительности
  • Частоте
  • Размеру группы
  • Характеру упражнений

Второй этап быстрого реагирования должен занимать больше времени, чем первый. Но если вы и после этого не увидите четкий прогресс через месяц или два, вам может потребоваться переместить ученика на третий уровень быстрого реагирования.

Уровень 3: интенсивное реагирование и оценка

Работая один на один с вами или специальным педагогом (например, репетитором, которого вы можете порекомендовать родителям), ученики на данном уровне проходят интенсивные занятия, которые нацелены на ликвидацию проблемных мест и пробелов в знаниях.

В зависимости от стиля обучения ученика и его потребностей, а также формирования у него универсальных учебных действий, сеансы быстрого реагирования третьего уровня могут включать в себя:

  • Беседу с ребенком о его конкретных проблемах, обсуждение с ним стратегий их преодоления
  • Обеспечение положительной и корректирующей обратной связи
  • Предоставление различных образовательных ресурсов для помощи в обработке контента
  • Возврат к урокам из прошлых тем или даже прошлых лет в целях ликвидации пробелов.
  • Определение конкретного плана достижения учебных целей
  • Моделирование этапов решения корректирующих образовательных задач

Преподаватель, проводящий эти занятия, должен фиксировать как можно больше данных об улучшении  успеваемости ученика или, наоборот, об отсутствии какого-либо продвижения. Приобрёл ли ученик необходимые навыки, которые начинают соответствовать стандартам? Есть ли прорыв в его работе на уроках?

Если ученик не делает заметных успехов, вы, в зависимости от заведённой в вашей школе или регионе практике, можете рекомендовать его для обучения в коррекционном образовательном учреждении. Или по крайней мере предложить особый режим обучения в вашей школе с соответствующим темпом и особым оцениванием.

Стратегии обучения для каждого уровня быстрого реагирования

Безусловно режим быстрого реагирования является весьма сложным процессом.

Трудно решиться на это. Но есть много способов, с помощью которых вы можете  расширить возможности учеников для достижения успехов  на каждом этапе.

Рассмотрите возможность использования некоторых из этих стратегий быстрого реагирования, многие из которых могут использоваться на нескольких уровнях:

Стратегии первого Уровня

1. Следите за синдромом самоуверенности

Порой ученику достаточно кивнуть головой, а затем с умным видом погрузиться  в учебник, не задавая лишних вопросов, чтобы создать иллюзию понимания. Хотя абсолютно не факт, что ученик всё понял.

Оперативный поиск учащихся, которые притворяются понимающими, ликвидация пробелов в их знаниях, могут предотвратить неутешительные сюрпризы при проведении контрольных работ и тестов.

vznakОпределять синдром самоуверенности необходимо регулярно!

Требуйте от учеников рассказать, пояснить изучаемое событие, явление собственными словами вместо того, чтобы повторять изучаемые понятия дословно. Лишь тогда вы сможете убедиться понял ли ученик учебный материал.

Понимание — это объяснение самому себе

Заканчивая урок, сэкономьте минут 10 минут и предложите ученикам кратко написать о том, что они узнали. Например, по ПОПС-формуле написать всего лишь четыре предложения. Или написать Пять строчек (Синквейн). Предложите им написать краткое Резюме о том, что было сегодня на уроке.

Краткие лаконичные записи не отнимут у вас много времени на проверку. Ученики будут дома готовиться к завтрашнему уроку, а вы после проверки кратких записей увидите, кто из учащихся схватил главные идеи урока, а кто запутался. К следующему уроку вы уже будете готовы к сюрпризам и подготовите меры для их преодоления.

Принятие такого активного подхода не пройдёт незаметным для учеников. Они уже сами будут задавать вам больше вопросов и не будут стесняться обратиться за помощью, так как будут знать, что вы, скорее всего, сами подойдете и в любом случае обратите внимание на возникшие у учащихся проблемы.

2. ЗАЧЁТ — НЕЗАЧЁТ

Как часто ученики бывают шокированы, когда видят в своей тетради жирную «двойку». Первая их реакция — не попытка разобраться в своих ошибках, а, как правило, деморализация и полное отчаяние.

Можно не торопиться ставить оценки учащимся в завершении изученной темы. Нужно просто заявить, справился ученик с заданием или нет. К примеру, воспользоваться приёмом педагогической техники «Лови ошибку» для того, чтобы ещё раз вернуть ученика к содержанию:

«В твоей работе есть ошибки. Найди их!»

Обеспечьте таких учеников четким алгоритмом ликвидации пробелов. Например, вы можете организовать работу в микрогруппах, где ученики не сдавшие зачёт, будут работать с теми, кто справился. Дайте им совместное задание по итогам изученной темы.  Когда группа закончит работу, убедитесь, что отстающие ученики понимают ключевые понятия, поощряйте их к рассказу, к дискуссии, к высказыванию собственного мнения. Организуйте новую контрольную работу, позволяющую таким ученикам доказать свою компетентность.

3. Организуйте изучение промежуточных результатов

Как и в предыдущей стратегии, используйте эту, чтобы определить, насколько прочно ученики владеют учебным материалом

В середине каждого учебного блока организуйте оперативную дидактическую игру, например, Интеллектуальную разминку.  Эта дидактическая игра ещё не вводит ключевые навыки или понятия по изучаемой теме. Но в интеллектуальной разминке обязательно должна быть связь изучаемого контента с прошлыми темами, которые, разумеется, ученики не должны забывать.  Такая дидактическая игра даёт вам возможность в течение нескольких минут выяснить:

  • Общие результаты по классу
  • Наличие проблемных мест по знанию прошлых тем
  • Получение информации о проблемах у отдельных учащихся.

При этом каждый ученик может оценить свое собственное понимание. Кроме того, такой оперативный блиц-опрос помогает вам определить, являются ли некоторые проблемы изолированными, касающимися отдельного ученика или широко распространенными. Это сигнал для вашей будущей деятельности.

4. Сочетание индивидуального, группового и фронтального обучения

Дифференцированное обучение является отличительной чертой первого уровня быстрого реагирования. Наиболее простой, но в то же время эффективный способ дифференциации —  это чередование индивидуальной и групповой деятельности.

Это связано с тем, что различные формы проведения занятий обеспечивают различные сценарии обучения.

Например, организация работы в небольших группах при изучении предметов гуманитарного цикла побуждает учеников информировать друг друга о понимании прочитанного, участвовать в дискуссии, высказать собственное мнение. С другой стороны, индивидуальные упражнения, направленные на сольную рефлексию могут понравиться тем, кто не готов участвовать в дискуссиях, но в то же время может проявить независимое мышление.

Варьирование ваших уроков помогает поддерживать высокий уровень быстрого реагирования на возникающие учебные проблемы.

5. Назначение открытых проектов.

Предоставление учащимся выбора в проектной деятельности — это еще одна стратегия дифференциации, которая вписывается в первый уровень быстрого реагирования.

Вместо того, чтобы назначать жёсткую тему проекта, предоставьте гибкий список тем и идей. Это позволяет ученикам выбрать тот, который позволяет им лучше всего продемонстрировать свои знания. Обязательно включите критерии оценивания для каждого проекта, очертите предполагаемые ожидания.

Такой подход к проектной деятельности поощряет учащихся к тому, чтобы:

  • Работать над проектом и заниматься исследованием в собственном темпе
  • Ученикам привлекателен даже сам процесс работы над выбранным проектом
  • Ученик может продемонстрировать свои знания и мастерство овладения содержанием наиболее эффективным образом

Эта стратегия не только приносит пользу ученикам, но и помогает вам увидеть их уникальные стили работы и самообучения.

Стратегии второго Уровня

6. Установите измеримые цели.

Постановка чётко определённых целей будет определять созданный маршрут для наиболее эффективного быстрого реагирования.

Решая проблемы конкретного ученика, цели должны охватывать не только обучение, но и поведенческую деятельность.

Цели обучения ориентированы на понимание учеником понятий и развитие универсальных учебных действий. Ученик должен брать на себя ответственность за свою работу. Предложите ему написать себе самому задание.

Например,  «я , имя ученика, буду выполнять по 10 дополнительных упражнений по теме «Сложные дроби» в течение десяти дней.”

Цели поведения требуют от ученика концентрации и эффективной работы. Иногда проблема заключается в том, что ученик в классе постоянно отвлекается. Этом мешает сосредоточиться как ему, так и одноклассникам. Предложите ему следующее самозадание:

«Я, имя ученика , не буду отвлекать своих товарищей, пока они работают на уроке. Если мне что-то непонятно, я буду поднимать руку, чтобы задавать вопросы.”

Обратите внимание, как эти цели поддаются измерению.

Если ученик выполнил вместо десяти дополнительных упражнений меньше, то он не справился с поставленной задачей.

Для усиления важности таких целей необходимо постоянно проводить промежуточные итоги достигнутого прогресса, проводить необходимую коррекцию.

7. Коррекция работы в группах смешанного состава.

Создание групп, где одновременно работают успевающие и отстающие ученики для занятий в классе — широко распространенное явление. Однако работа таких групп нуждается в серьёзной коррекции.

Довольно часто неуспевающие ученики не принимают активного участия в работе групп, в обсуждении поставленных учебных задач. Вместо этого они полагаются на других членов группы.

Как избежать этого? Запускайте такую работу в группе, которая требует от учеников фиксировать свои мысли или выводы. Для большей возможности следить за работой, раздайте ученикам в группе ручки разного цвета.

Наверняка вы заметите, что отстающие ученики производят мало записей. Если это так, объявите, что именно они представят свои мысли и идеи или выводы всей группы на обсуждении в классе. Таким образом, они должны осознать содержание, подготовиться к выступлению.

8. Используйте информационно-образовательные технологии, учитывающие возможности каждого ученика.

Некоторые образовательные технологии используют адаптивные принципы обучения, выявляя проблемные места учащихся и помогая им преодолеть первые неудачи.

Таких образовательных сайтов и программ довольно много в каждом учебном предмете. Используйте их. Проведите инструктаж с учащимися. Обеспечьте обратную связь. Контролируйте работу учащихся.

9. Моделируйте и используйте ролевые игры

В дополнение объяснений, демонстрация правильных практик даст отстающим ученикам четкие примеры и ориентиры.

Предположим, вы организовали работу учащихся в паре. Ученики сообща обсуждают поставленную задачу и представляют свои ответы и идеи всему классу.

Проведите небольшой инструктаж, как работать в паре:

  • Ученики беседуют, делают выводы, задают друг другу вопросы. Учатся задавать вопросы.
  • Ученики кратко излагают ответы, моделируют, как они опишут классу свои идеи и алгоритм решения проблем.

Эта стратегия помогает ученикам участвовать в паре в меру своих способностей, получая удовольствие от самой деятельности.

10. Четырёхэтапное решение проблемы.

Обучение навыкам решения проблем в рамках целенаправленных действий поможет ученикам в формировании уверенности в том, что они смогут преодолеть временные неудачи.

Это особенно важно для тех учеников, кто понимает основные понятия темы, но пока не умеет применить  их при решении практических задач, при выполнении сложных мыслительных операций.

Стратегии третьего Уровня

11. Используйте личный план обучения

Мотивация учеников на третьем уровне быстрого реагирования, как правило, является сложной проблемой. Постарайтесь использовать игровые ситуации при составлении учебных планов и их реализации. Это поможет привлечь учащихся и стимулировать их. В конечном итоге это позволит им вернуться на желаемый уровень обученности.

Используйте для этого онлайн конструкторы дидактических игр, тестов и викторин.

Используйте продуктивно их инструменты формирующего оценивания.

Настройка системы подсчета очков.

Установите необходимое количество баллов и очков по выполнению тестов и заданий.  Поставьте цель перед учеником, какое количество ему необходимо набрать.

Использование этапов дидактической игры.

Различные уровни игры имеют для вас чёткие ориентиры усложнения учебных задач, но ученики могут этого не видеть. Просто они стремятся к достижению следующего уровня, преодолевая возникающие в игровой форме проблемы. Обязательно подчеркните, что выход на новый уровень будет соответствовать выполнению более сложных учебных задач.

12. Сбор данных 

Используйте имеющиеся в вашем распоряжении данные, чтобы точно определить, где и когда возникли проблемы у конкретного ученика.

Адаптируйте подготовленную инструкцию под конкретного ученика с учётом его индивидуальных потребностей.

Предположим, вы обнаружили, что работа ученика с начала учебного года на ваших уроках не снизилась. Но проблемы почему-то есть. Открыв классный журнал за прошлый год, вы вдруг обнаруживаете, что ученик стал отставать по вашему предмету в середине прошлого учебного года. Теперь по крайней мере вы понимаете, какие «болевые точки» вам необходимо преодолеть совместно с учеником. Лишь тогда, когда ученик справится с поставленными перед ним задачами, вы можете уверенно перейти к темам нынешнего учебного года.

Безусловно, вы можете сказать, что это не ваши проблемы. Но, в конечном итоге, вы в ответе за успешность ученика, которого вы обучаете в данный момент.

13. Совместное бучение

Сотрудничество отстающих учеников с успевающими, конечно, может принести пользу. Исследователи указывают,  что ученики легче воспринимают помощь сверстников, чем взрослых. Главное, чтобы это проходило корректно и под вашим наблюдением.

Вовсе не обязательно, чтобы в роли ваших помощников выступали только сильные ученики. Если кто-то из отстававших учеников вдруг стал проявлять первые успехи, предложите ему роль помощника для тех, кто ещё не разобрался в изучаемой теме. Это поможет такому ученику в самоутверждении, в уверенности и повышении своих коммуникативных способностей.

14. Обращайтесь за помощью

 

Проблемы в обучении возникают не только у вас. Вы не должны замыкаться в трудностях. Обратитесь к коллегам.

  • Узнайте, есть ли у них проблемы с теми учениками, на которых вы обратили особое внимание
  • Если у вашего ученика есть репетитор, свяжитесь с ним. Обсудите, какие вы видите проблемы. Согласуйте совместный план действий. Но не перекладывайте на него основной груз ответственности
  • Обращайтесь за помощью администрации, если учащийся нуждается в специальных образовательных услугах или требуется обязательное участие родителей

Последние мысли о быстром реагировании

Эти стратегии поддерживают определенные этапы быстрого реагирования на возникающие проблемы в обучении. Между тем, вы можете использовать многие из них в обычном образовательном процессе,, чтобы уменьшить потребность в быстром реагировании.

Помните, что первый уровень основан на последовательном  дифференцированном обучении.

Используя вышеупомянутую тактику первого уровня, а также проводя мониторинг и внедряя аналогичные методы, вы должны предотвратить многие случаи быстрого реагирования. И серьезные проблемы можно выявить быстрее, если вы на ранней стадии определите учащихся, которые не восприимчивы к используемым вами разнообразным, принятым большинством учащихся методам обучения.

Главное быть активными. Это основная стратегия быстрого реагирования на всех уровнях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.