Системный подход в использовании информационно-образовательных технологий

Пожалуй, уже очевидно, что учащихся давно привлекают уроки, основанные на информационно-образовательных технологиях. Такие уроки эффективны, они формируют познавательные навыки учащихся, помогают в полной мере организовывать учебный процесс на основе формирующего оценивания. Однако до сих пор многие преподаватели сталкиваются с серьёзными трудностями при использовании информационно-образовательных технологий.

Причин здесь много. Возможно учитель испытывает большие трудности при освоении конкретной цифровой платформы. Возникает пресловутый «языковой барьер». Тем более отечественных образовательных онлайн приложений, особенно конструкторов, шаблонов крайне мало.

Возможно и другое. Очень привлекательный сервис, который вдохновляет учителя, не будет работать на ученических компьютерах или планшетах. Или их вообще нет. Несмотря на имеющиеся проблемы, учитель  хочет воспользоваться  теми  преимуществами, которые ему могут дать информационно-образовательные технологии.

Используя те из них, которые больше всего приемлемы вам и  вашим ученикам, давайте составим небольшой список, который можно разместить на своём рабочем столе как напоминание. Давайте задумаемся о своей авторской системе цифрового обучения и рассмотрим простейшие способы использования информационно-образовательных технологий.

1. виртуальная экскурсия

 

Kreml

Если изучаемое место находится в тысячах километров от вашей школы, вы можете имитировать виртуальную поездку и оказаться в джунглях Амазонки, Большом Каньоне в США или прогуляться по девственным местам Алтайского биосферного заповедника.

Есть приложения, которые вы можете использовать для того, чтобы совершить виртуальные экскурсии по лучшим музеям мира или прогуляться по Московскому Кремлю.

Вы можете посетить иностранную достопримечательность, проведя живой диалог на языке данной страны. Или же вы можете подробно изучить конкретный регион с географической точки зрения.

2. виртуальная подготовка к полевым выездам

panorama

Аналогичным образом, вы можете использовать данные технологии (к примеру, Google Earth) для изучения тех мест, которые вы намереваетесь посетить с классом в ближайшее время.

Допустим, ваш класс собирается пойти в зоопарк. Найдите наиболее удобный и интересный маршрут, чтобы дойти до него пешком. Если это, конечно, недалеко. Вы можете выстроить маршрут с помощью Street View, Google карт или Яндекс карт, заглянуть заранее в объект вашего посещения, чтобы увидеть, какие животные вызывают наибольший интерес у учеников. Вы можете обсудить с учениками, что они прежде всего хотят увидеть. Благодаря этому, повысится интерес учащихся к поездке. Они уже настроятся на свои ожидания.

Популярные направления полевых поездок, как правило, имеют веб-сайты, заполненные изображениями, видео, интерактивными фотопанорамами, которые можно также использовать для предварительного просмотра.

Все, что требуется для этого — проектор, большой экран и компьютер, подключенный к Интернету.

3. управление классом

A-teacher-is-teaching-a-class-

Чтобы облегчить проведение уроков и не потерять нити управления, используйте возможные инструменты контроля и управления.

Например, вы можете призвать учащихся реагировать на данные подключенного вами  шумомера. Вы можете научить их исполнительской дисциплине, используя часы и таймеры обратного отсчёта при выполнении ими учебных заданий.

Маленькие мелочи, которые помогут вам сэкономить драгоценное время на уроке.

4. Используйте учебное видео

textvideo

Вы можете усилить обучающий эффект урока, используя небольшие видеоролики. Есть целый ряд способов использования видео на уроке.

Имеются большие коллекции учебного видео. Многие из них хорошо структурированы, имеют внутренний поиск. Это поможет вам быстро найти соответствующий видеоролик.

Хорошо подобранные учебные видеоролики могут положительно повлиять на развитие ребенка, развить его компетенции, память, творчество, критическое мышление, способность решать проблемы.

5. используйте прямые видеотрансляции

videoconference

Вам не нужно ограничиваться предварительно записанными видео, так как технологии конференц-связи позволяют общаться с учениками онлайн.

Это может быть видеоконференция с учениками другой школы или с опытным преподавателем, экспертом, специалистом в какой-то предметной области. Такое онлайн общение позволит вашим ученикам познакомиться с новыми идеями, мнением очевидцев.

Вы можете использовать технологию Skype и организовать общение не только с отдельно взятой личностью, но и открыть видеоконференцию с большим количеством участников.

Попросите своих учеников заранее подготовить вопросы, чтобы они почувствовали себя полноценными участниками видеовстречи, а не пассивными зрителями.

6. используйте Подкасты

Подкаст — это сайт, поддерживающий хостинг медиафайлов и в какой-то степени автоматизирующий размещение записей.

Воспроизведение соответствующих подкастов может не только дополнить ваши уроки, но и привлечь учащихся  к созданию подкастов.

Созданные подкасты могут представлять:

  • Интервью с автором книги, которую читают ваши ученики
  • Записи уроков
  • Подробное исследование проблемы, связанной с темой ваших занятий
  • Лекции от педагогов вузов и учёных

Вы можете создать собственный проект, который позволит ученикам проектировать и воспроизводить свои собственные подкасты.

 

7. Добавление мультимедийных элементов в презентации

В то время как скучные презентации, полностью состоящие из текста или примитивных изображений, могут только отвлекать учащихся, имеются мультимедийные элементы,  которые помогают эффективно удерживать внимание обучаемых, варьируя доставку контента.

Вы можете эффектно и вовремя включить:

  • Изображения
  • Диаграммы
  • Пиктограммы
  • Подкаст клипы
  • Звуковые эффекты
  • Короткие видео уроки
  • Веб-сайты

Вам не нужно рыскать по Интернету, чтобы найти соответствующие графики и пиктограммы — вы можете сделать их самостоятельно. Есть бесплатные онлайн-инструменты, которые помогут вам ввести необходимые данные, быстро настроить дизайн, встроить интерактивный график в блог или сайт или использовать в презентации.

Безусловно, ваши мультимедийные уроки, выполненные в программах презентаций, уже играют определенную роль в вашей работе. Добавление различных медиаобъектов высокого качества может сделать ваши мультимедийные уроки более привлекательными.

 

8. используйте мобильные устройства учащихся

2830319467_634c5c8316

Если ваши ученики имеют смартфоны и планшеты, всегда «зависают» в них, почему бы не использовать данную ситуацию в своих интересах, доставляя учебный контент через мобильные устройства?

Необходимо привыкнуть к такой данности и использовать мобильные устройства в образовательных целях.

Есть целый ряд образовательных платформ (ЯКласс, Учи.руЯндекс.Учебник и другие),  использующих мобильные устройства учащихся. Как учитель, вы можете создавать виртуальные классы, выполнять задания и запускать отчеты.

Доставка соответствующего контента через такие программы может показаться сложной, но на самом деле этот процесс интуитивно понятен и автоматизирован.

 

9. Поделитесь онлайн-календарем классов

Чтобы держать учеников в «рабочем тонусе», создайте календарь класса, в котором отметьте важнейшие события класса, темы ближайших занятий, задачи класса и отдельных учащихся. Это дисциплинирует ребят, позволяет родителям быть всегда в курсе событий класса.

Вы можете использовать такие программы, как Google Calendar, Яндекс.Календарь, отправляя гиперссылки вашего календаря по электронной почте ученикам или их родителям.

Это не только позволяет ученикам быть в курсе дел, но и помогает вам оставаться организованным. Например, вы можете увидеть, что  установили слишком много дел на короткий период. Нужно заранее откорректировать дела, чтобы потом не оправдываться перед учениками.

 

10. Использование Виртуальных тренажёров и симуляторов

При изучении ряда тем по математике и физике для того, чтобы закрепить знания учащихся, использовать их в нестандартных ситуациях, данные симуляторы могут хорошо пригодиться. Это могут быть увлекательные интерактивные упражнения по математике и физике, организация виртуальных опытов и симуляция сложных физических явлений.

Ориентированные на индивидуальное и групповое использование, онлайн тренажёры и  упражнения могут оживить контекст ваших уроков и показать реальную применимость знаний учащихся.

Большинство симуляторов требуют от ученика наличия математических и физических знаний выше элементарного уровня. Но можно найти и такие, которые понравятся младшим школьникам.

 

11. Запуск тематических Учебных блоков

Наличие таких блоков позволяет организовать доставку широкого спектра образовательного контента по определённой теме.

С помощью такого тематического блока вы можете предоставить учебное видео, подкасты, слайд-шоу и другие цифровые ресурсы. Учащиеся использовать учебные тренажёры и упражнения, решать задачи. Благодаря обратной связи, вы можете следить за тем, как они усвоили учебный материал.

Такой тематический блок может включать в себя:

  • Виртуальные симуляторы
  • Игровые упражнения
  • Организация общения во всех видах (чаты, видеоконференции)

Вы можете распределить учащихся по группам и организовать совместную учебную деятельность в рамках тематических блоков.

 

12. подготовка онлайн ресурсов для дополнительной работы

Аналогичным образом, вы можете создать тематические блоки для их использования учащимися, когда они завершают работу в классе раньше других. Вы предоставляете им привлекательные способы дальнейшего более глубокого изучения учебного материала.

Установите дополнительный контент на несколько компьютеров или ноутбуков, дайте ученикам ссылки на такие ресурсы, которые они могут посмотреть со своих мобильных устройств. Данные ресурсы могут иметь видео, веб-сайты и обучающие игры. Потратьте время, чтобы убедиться, что этот дополнительный материал гармонично вписывается в идеи вашего урока, что позволяет ученикам углубиться в соответствующие темы.

Поступая таким образом, вы будете поощрять учащихся разумно использовать каждую минуту в классе. Даже если это несколько минут до звонка.

 

13. Изучение, обзор и критическое осмысление веб-ресурсов

Найдите веб-страницу с контентом, отражающим тему вашего урока или близким с ней. Предложите ученикам сделать заметки, дать оценку ресурсу. Такой анализ будет способствовать развитию критического мышления учащихся.

14. Используйте онлайн доски для совместной деятельности и мозговых штурмов

Цифровой подход к мозговому штурму позволяет лучше организовать дискуссию, обсуждение проблем, фиксировать и визуализировать промежуточные и конечные результаты.

Имеется целый ряд онлайн ресурсов для организации совместной деятельности учащихся. Ученики тут же могут увидеть результат своей работы.

 

15. Соберите Отзывы учащихся

Приобщайте учеников к обсуждению и собственной оценке используемых ресурсов, организации занятий, оценке вашей деятельности. Организуйте опросы.

Вы можете использовать для этого:

И ряд других сервисов.

Основываясь на полученных результатах, вы можете оперативно отреагировать на  улучшение качества своих уроков. Возможно ученики как раз и предложат вам активнее включать использование новых информационно-образовательных технологий.

 

16. организуйте онлайн тестирование учащихся

Современные уроки немыслимы без организации эффективных инструментов формирующего оценивания. Их основой являются конструкторы онлайн тестов и викторин, которым в Дидакторе и других образовательных сайтах уделяется много внимания. Использование таких инструментов требует систематичности и добротной методической поддержки.

17. создание совместных веб-проектов

Совместная работа не обязательно должна проходить лицом к лицу. Вы можете дать групповые задания, направленные на создание вики-страницы, учебных проектов на основе простейших редакторов веб-страниц.

Этот процесс по своей сути поощряет сотрудничество. Каждый из учеников вносит свой вклад на страницу, редактируя и уточняя работу друг друга.

Такая  версия групповой деятельности может оказаться более интересной, чем её аналог в классе.

 

18. работа ученических блогов

Блоггинг может быть творческой отдушиной для учеников, Так или иначе они будут пробовать это, если даже вы не будет обращать внимание на первые попытки учащихся. Не лучше попробовать повлиять на этот процесс «цифровой графомании».

Есть бесплатные шаблоны и конструкторы сайтов,  целые платформы, которые вы можете использовать для размещения блога каждого ученика.

Это могут быть тематические блоги учащихся:

  • Литературные странички
  • Короткие тематические эссе по избранной теме
  • Дневниковые записи с точки зрения исторической личности или вымышленного персонажа.
  • Обзоры по избранному направлению

Создание блогов занимает некоторое время. Но это один из эффективных путей развития творческих способностей учащихся

19. создание Проектов Открытого Типа

Когда придет время начать новый проект, дайте ученикам список вариантов на выбор. Таким образом, вы можете обратиться к различным формам представления проектов. Ученики подберут наиболее подходящий для них, где смогут наиболее эффективно продемонстрировать свои знания.

Проекты могут включать в себя:

  • Проектирование веб-контента
  • Составление электронных интерактивных книг
  • Создание оригинальных художественных работ
  • Сочинение музыкальных мелодий
  • Создание мультимедийных продуктов

Ученики могут использовать широко доступное программное обеспечение для выполнения этих проектов,которые вы можете представить затем в классе.

 

20. создание инструкций к онлайн приложениям

Вы беспокоитесь, что ученикам будет слишком сложно использовать конкретные онлайн ресурсы?

Вы можете предложить им составить подробную инструкцию по использованию образовательного сайта, виртуальной лаборатории и т.п.

Вы можете предложить ученикам составить обзор программ, ресурсов по определённому предмету, показать, как они развивались, что нового происходит в последние годы.

В таком случае ученики начнут по-новому оценивать соответствующие информационно-образовательные технологии.

21. использование игровых образовательных платформ

Большинство из них предназначены для привлечения учеников, оживляя сложные изучения темы и даже предметы. Использование ролевых игр в обучении в последнее время набирает обороты.

 

22. используйте образовательные веб-квесты

Веб-квесты мотивируют учеников к поиску и обработке информации в привлекательных контекстах, добавляя интригу в процесс исследования.

Такие приключения могли бы, например, погрузить ученика в роль детектива. Чтобы расследовать конкретное событие, им, возможно, придется собирать подсказки, дополнительную информацию, связанную с изучаемой темой. Ученикам часто придётся  обращаться к определенным источникам и веб-страницам.

Вы можете создать свои собственные приключения, но можете найти веб-квесты с помощью поисковых запросов.

Заключительные мысли о информационно-образовательных технологиях

Информационно-образовательные технологии дают вам больше возможностей для обучения и мотивации учащихся, но учитель должен определить наилучшие способы их использования.

В зависимости от особенностей вашего класса, ученики могут приветствовать одни из представленных технологий и категорически не принимать другие.

Надеюсь, этот список поможет вам найти те информационно-образовательные технологии, конкретные сервисы, которые подходят именно вам и вашим ученикам.

Комментарии к “Системный подход в использовании информационно-образовательных технологий

  1. Валентина говорит:

    Очень хороший обзор, спасибо! Хочу предложить прекрасный ресурс для виртуальных экскурсий, хотя думаю, что многим он известен, — https://www.airpano.ru/. Мои студенты любят эти виртуальные путешествия.

    • Георгий говорит:

      Доброе утро, Валентина! Большое спасибо за дополнение. Был на этом сайте давно. Он значительно обновился. Спасибо за идею. Освежу информацию о фотопанорамах в Дидакторе.

  2. Аноним говорит:

    Актуально, важно: азбука преимуществ, которые дают информационно-образовательные технологии.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.