В ряде статей Дидактор рассматривал проблемы организации обратной связи с учащимися с позиции получения детальной информации об их уровне обученности, анализа данных и корректировании учебного процесса.
Однако не менее важным является получение от учеников информации об оценке профессиональной деятельности учителя, об используемых им методиках и дидактических приёмах.
Уверен, нет необходимости доказывать, что это серьёзный шаг учителя от авторитарного стиля обучения к стремлению оценить своё качество работы с помощью тех, на кого она направлена.
Очень важно, чтобы эти опросы не проходили формально, чтобы ученики понимали:
учитель хочет им помочь учиться лучше, готов к изменениям, координации своей работы ради получения образовательного результата.
Что должно быть отражено в опросе?
1.Поощрение и поддержка.
Ученик должен осознавать, что учитель готов ему помочь и всячески поощряет его старания.
2. Привлекательность обучения.
Ученик должен пояснить, насколько обучение вызывает в нём интерес. Что именно привлекает его внимание: предметное содержание, сам процесс или личность учителя.
3. Качество общения с учениками.
Ученики отражают, как учитель оценивает их работу на уроке, насколько внимателен к их ответам, насколько корректен при оценке их работы.
4. Оценка организации работы.
Какие формы обучения кажутся ученикам наиболее полезными и привлекательными. Насколько они готовы к сотрудничеству на уроке с одноклассниками.
5. Своевременность оказания индивидуальной помощи.
На уроке процесс озарения учеников новыми знаниями происходит крайне неравномерно. Ученики должны оценить, как и насколько оперативно учитель приходит к тем ученикам, у которых возникли затруднения.
6. Оценка практической направленности и полезности обучения.
Ученики должны показать, насколько целенаправленно они могут использовать полученные навыки мышления, а не просто запомнили определённый объём информации.
КАКИЕ ВИДЫ ОПРОСА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЧИТЕЛЬ?
Разумеется, учителю необходимо тщательно продумать и сами вопросы, и форму проведения опроса. Существует много разных способов получить обратную связь от учеников.
Вопросы для опроса учащихся могут быть разработаны как открытые, требующие развёрнутого ответа, так и закрытые, когда ученику предлагается выбрать один из вариантов ответа.
Учитель должен быть готов к тому, что ответы иногда могут быть отрицательными. И это хорошо. Нет ничего зазорного, если учитель признает какие-то недочёты в своей работе и примет определённые меры. Или аргументированно объяснит свою позицию.
Надо быть готовым к тому, что ученики не захотят «открываться». И зачастую лучше, если опрос будет организован анонимно. Если ученики опасаются, что вы их можете узнать по почерку, то организуйте опрос с помощью компьютера или используйте такую форму, которая не потребует развёрнутых ответов.
Первый вариант — шкалирование вопросов.
Вы предлагаете несколько вариантов оценки. От крайне негативной к максимально позитивной. К примеру, по шкале Ликкерта таких вариантов пять:
- Полностью не согласен
- Не согласен
- Затрудняюсь ответить
- Согласен
- Полностью согласен.
Такой опрос можно провести оперативно, получив не только количественные, но и визуализированные данные в виде шкал и диаграмм.
Визуализация данных поможет учителю провести анализ в кратчайшие сроки и принять соответствующие выводы.
Для его организации можно использовать ряд конструкторов опросов и тестов, о которых писалось и будет писаться в Дидакторе.
Есть несколько сервисов, предназначенных, прежде всего, для опросов. О них тоже можно будет прочитать в ближайшее время.
Второй вариант — открытые вопросы.
Открытые вопросы — это вопросы без конкретных вариантов ответа. Они позволяют получить бесконечное количество возможных ответов, но в то же время помогают учителю собрать более подробную и более объективную информацию.
Вот примеры открытых вопросов, которые можно подготовить для любой предметной области:
- Работа над каким проектом в этом учебном году вам понравилось больше всего?
- Опишите тот урок в классе, когда вы получили наибольшее удовольствие.
- Какой из уроков вас больше всего разочаровал?
- Какая из изученных тем в этом учебном году вам больше всего понравилась?
- Считаете ли вы, что ваши знания оценены не объективно и почему?
В открытом опросе не должно быть более трех вопросов. Ответы на них занимают гораздо больше времени, мысленных усилий, чем опросы по шкале. В таких собранных данных будут показаны тенденции, а не особенности образовательного процесса.
Третий вариант — эпистолярный.
Вы можете оформить опрос в виде письма. Это более длинная форма открытого вопроса, которая побуждает учащихся писать творческие ответы и выразить себя.
При назначении этой формы опроса учителя также могут узнать то, чего они не ожидали. Чтобы помочь сфокусировать учащихся на проблеме, учитель может назначить тему письма.
Вариант № 1: Попросите учащихся написать письмо будущему ученику, который будет учиться в следующем году в этом классе. В письме обязательно отразить следующие вопросы:
Какой совет вы можете дать другим ученикам о том, как подготовиться к обучению по данному предмету:
- как работать с учебником и другой литературой?
- как вести записи?
- как работать в классе?
- как работать над заданиями?
- как работать над домашней работой?
Вариант № 2: Попросите учащихся написать письмо вам о том, как они хотели бы учиться:
- Какой совет вы можете дать мне, чтобы я в будущем году работал в этом классе лучше?
- Какой совет вы можете дать мне, чтобы я, как учитель, стал лучше?
Учителя могут проанализировать ответы и планировать свою образовательную деятельность с необходимой корректировкой:
- Как я буду использовать полученную информацию по каждому вопросу?
- Как я собираюсь анализировать полученные данные?
- Какие задаваемые вопросы необходимо переработать для обеспечения более объективной информации?
Разумеется, подготовка опросов требует времени. А самое главное, найти возможность организовать опрос учеников. Краткий опрос, состоящий из двух-трёх вопросов, можно провести оперативно, но мы можем получить не самые объективные данные.
Поэтому крайне важно не распыляться, выбрать наиболее актуальную для вас тему опроса. Не злоупотребляйте домашними опросами. Позаботьтесь о личном времени учащихся.