Для чего и как необходимо организовывать опросы учащихся?

original

В ряде статей Дидактор рассматривал проблемы организации обратной связи с учащимися с позиции получения детальной информации об их уровне обученности, анализа данных и корректировании учебного процесса.

Однако не менее важным является получение от учеников информации об оценке профессиональной деятельности учителя, об используемых им методиках и дидактических приёмах.

 

Уверен, нет необходимости доказывать, что это серьёзный шаг учителя от авторитарного стиля обучения к стремлению оценить своё качество работы с помощью тех, на кого она направлена.

Очень важно, чтобы эти опросы не проходили формально, чтобы ученики понимали:

учитель хочет им помочь учиться лучше, готов к изменениям, координации своей работы ради получения образовательного результата.

Что должно быть отражено в опросе?

1.Поощрение и поддержка.

Ученик должен осознавать, что учитель готов ему помочь и всячески поощряет его старания.

2. Привлекательность обучения.
Ученик должен пояснить, насколько обучение вызывает в нём интерес. Что именно привлекает его внимание: предметное содержание, сам процесс или личность учителя.

3. Качество общения с учениками.

Ученики отражают, как учитель оценивает их работу на уроке, насколько внимателен к их ответам, насколько корректен при оценке их работы.

4. Оценка организации работы.

Какие формы обучения кажутся ученикам наиболее полезными и привлекательными. Насколько они готовы к сотрудничеству на уроке с одноклассниками.

5. Своевременность оказания индивидуальной помощи.
На уроке процесс озарения учеников новыми знаниями происходит крайне неравномерно. Ученики должны оценить, как и насколько оперативно учитель приходит к тем ученикам, у которых возникли затруднения.

6. Оценка практической направленности и полезности обучения.

Ученики должны показать, насколько целенаправленно они могут использовать полученные навыки мышления, а не просто запомнили определённый объём информации.

 

КАКИЕ ВИДЫ ОПРОСА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЧИТЕЛЬ?

Разумеется, учителю необходимо тщательно продумать и сами вопросы, и форму проведения опроса. Существует много разных способов получить обратную связь от учеников.

Вопросы для опроса учащихся могут быть разработаны как открытые, требующие развёрнутого ответа, так и закрытые, когда ученику предлагается выбрать один из вариантов ответа.

Учитель должен быть готов к тому, что ответы иногда могут быть отрицательными. И это хорошо. Нет ничего зазорного, если учитель признает какие-то недочёты в своей работе и примет определённые меры. Или аргументированно объяснит свою позицию.

Надо быть готовым к тому, что ученики не захотят «открываться». И зачастую лучше, если опрос будет организован анонимно. Если ученики опасаются, что вы их можете узнать по почерку, то организуйте опрос с помощью компьютера или  используйте такую форму, которая не потребует развёрнутых ответов.

Первый вариантшкалирование вопросов.

Вы предлагаете несколько вариантов оценки. От крайне негативной к максимально позитивной. К примеру, по шкале  Ликкерта таких вариантов пять:

  1. Полностью не согласен
  2. Не согласен
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Согласен
  5. Полностью согласен.

Такой опрос можно провести оперативно, получив не только количественные, но и визуализированные данные в виде шкал и диаграмм.

opros

Визуализация данных поможет учителю провести анализ в кратчайшие сроки и принять соответствующие выводы.

Для его организации можно использовать ряд конструкторов опросов и тестов, о которых писалось и будет писаться в Дидакторе.

Есть несколько сервисов, предназначенных, прежде всего, для опросов. О них тоже можно будет прочитать в ближайшее время.

Второй вариантоткрытые вопросы.

Открытые вопросы — это вопросы без конкретных вариантов ответа. Они позволяют получить бесконечное количество возможных ответов, но в то же время помогают учителю собрать более подробную и более объективную информацию.

Вот примеры открытых вопросов, которые можно подготовить для любой предметной области:

  • Работа над каким проектом в этом учебном году вам понравилось больше всего?
  • Опишите тот урок в классе, когда вы получили наибольшее удовольствие.
  • Какой из уроков вас больше всего разочаровал?
  • Какая из изученных тем в этом учебном году вам больше всего понравилась?
  • Считаете ли вы, что ваши знания оценены не объективно и почему?

В открытом опросе не должно быть более трех вопросов. Ответы на них занимают гораздо больше времени, мысленных усилий, чем опросы по шкале. В таких собранных данных будут показаны тенденции, а не особенности образовательного процесса.

Третий вариантэпистолярный.

Вы можете оформить опрос в виде письма. Это более длинная форма открытого вопроса, которая побуждает учащихся писать творческие ответы и выразить себя.

При назначении этой формы опроса учителя также могут узнать то, чего они не ожидали. Чтобы помочь сфокусировать учащихся на проблеме, учитель может назначить тему письма.

Вариант № 1: Попросите учащихся написать письмо будущему ученику, который будет учиться в следующем году в этом классе. В письме обязательно отразить следующие вопросы:

Какой совет вы можете дать другим ученикам о том, как подготовиться к обучению по данному предмету:

  • как работать с учебником и другой литературой?
  • как вести записи?
  • как работать в классе?
  • как работать над заданиями?
  • как работать над домашней работой?

Вариант № 2: Попросите учащихся написать письмо вам о том, как они хотели бы учиться:

  • Какой совет вы можете дать мне, чтобы я в будущем году работал в этом классе лучше?
  • Какой совет вы можете дать мне, чтобы я, как учитель, стал лучше?

Учителя могут проанализировать ответы и планировать свою образовательную деятельность с необходимой корректировкой:

  • Как я буду использовать полученную информацию по каждому вопросу?
  • Как я собираюсь анализировать полученные данные?
  • Какие задаваемые вопросы необходимо переработать для обеспечения более объективной информации?

Разумеется, подготовка опросов требует времени. А самое главное, найти возможность организовать опрос учеников. Краткий опрос, состоящий из двух-трёх вопросов, можно провести оперативно, но мы можем получить не самые объективные данные.

Поэтому крайне важно не распыляться, выбрать наиболее актуальную для вас тему опроса. Не злоупотребляйте домашними опросами. Позаботьтесь о личном времени учащихся.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.