Несмотря на такое пугающее число («чёртова дюжина»), 2013 год выдался для Дидактора весьма напряжённым и плодотворным. За уходящий год было опубликовано 102 статьи, и очень надеюсь, что большинство из них привлекли внимание.
Сложно было выбрать десятку лучших. Тем более статьи были различными по направленности, тематике. По этому я отказался от классического рейтинга и выбрал для обзора больше статей.
Как всегда были обзоры отечественных и зарубежных образовательных порталов и сайтов, публикация новых приёмов мультимедийной дидактики и педагогической техники, статьи о проблемах российского образования.
Какие статьи привлекли наибольшее внимание?
1. Какой выбрать онлайн тренажёр по математике?
Это был обзор российских интернет-ресурсов с их экспертизой, рекомендациями учителям, ученикам и их родителям.
2. Конструктор интерактивного диктанта.
Когда на эту тему появилась моя первая статья, я чувствовал, что учителю сложно будет освоить этот приём самостоятельно. Доработал этот приём, более чётко оформил всплывающий список — варианты ответов.
3. Как подготовить универсальный тренажёр.
Обзор онлайн тренажёров подтолкнул меня к мысли разработать конструктор тренажёра для учителя. Учителя уже прислали мне аналоги по различным предметам.
4. Перетаскивание объектов. Универсальная версия макроса.
Макрос DragandDrop вызвал большущий интерес учителей. Однако появились новые версии PowerPoint, а с ними и проблемы с макросом. А.Н. Комаровский доработал макрос и сделал его универсальным для всех версий офисной программы презентаций.
Данный приём был у меня давно. Но, видимо, необходимо было время, чтобы он отлежался и был до конца готов к описанию. Были показаны различные варианты составления файнворда и приложен шаблон. Старая, почти забытая головоломка, приобрела новое дыхание.
6. Технологическая карта – путеводитель разработчика мультимедийных образовательных продуктов.
Давно назрела необходимость создания карты — конструктора мультимедийного урока. Эта статья, надеюсь, будет весьма полезной на всех этапах проектирования и проведения мультимедийного урока.
6. Технологический приём ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА.
После публикации статьи «Какой должна быть интерактивная схема« понял, что следует заняться описанием методических характеристик и примером создания данного приёма самим учителем. Опорные схемы попадаются в разработках учителей, но, как правило, они носят линейный характер.
7. Как помочь школьникам в выборе профессии. Обзор специальных сайтов.
Думаю, данный обзор будет весьма полезен во втором полугодии учебного года, когда вопрос «Кем быть?» очень часто беспокоит учителей, учеников и их родителей.
8. Приём педагогической техники МНЕ НРАВИТСЯ.
Приёмов, направленных на мониторинг воспитательных результатов, не так уж и много. Очень рад, что удалось придумать удачный, судя по отзывам, приём.
9. Как избавиться от мифов о нестандартных уроках?
Статья вызвала живой отклик. Оказывается мода на «нестандартные» уроки продолжается, а отсюда и «методический бред» вокруг них. Видимо, на следующий год придётся вернуться к этой проблеме.
10. Как организовать голосование на мультимедийном уроке.
Социоигровые приёмы можно подготовить и с мультимедийной поддержкой, причём весьма привлекательно. Предлагается вариант голосования учеников о своём настроении, о своих впечатлениях к концу урока.
11. Три основных модели и три подхода в обучении.
Эта обзорно-аналитическая статья давно назревала. Видимо, поэтому она вызвала живой отклик учителей. Учитель может добиться более впечатляющих результатов, когда осознаёт свой манёвр, может гибко реагировать на меняющуюся ситуацию.
12. Интерактивные ленты — возможности и способы применения.
Я чувствовал, что моего описания технологического приёма ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕНТА недостаточно. Иногда возможности приёма воспринимались однобоко. Была необходимость демонстрации примеров, более подробного описания вариантов этого приёма, сочетающего такие инструменты интерактивности, как гиперссылки и триггеры.
13. Визуализация теста на соответствие.
В статье даётся как методическое описание такого вида тестов, требования к ним, так и возможные варианты их использования.
14. Как усилить интерактивность мультимедийного урока?
Описывается возможный вариант интерактивного мультимедийного урока, который позволяет более эффективно подготовить занятие с учётом различных траекторий его проведения.
15. Как подготовить тест с оценкой.
Тест с оценкой можно подготовить и без макросов. В статье приведён пример такого теста. Это ещё одна демонстрация, как триггер может управлять невидимым объектом.
16. Могут ли помочь мобильные телефоны образованию?
Статья оказалась на «злобу дня». Многие учителя осознают не только проблему, но и возможные пути её решения. Отрадно было встретить больше позитивных откликов, чем откровенного неприятия сложившейся ситуации.
Возможно у читателей свои приоритеты. Буду рад откликам о понравившихся статьях. Пишите также, какие материалы, на ваш взгляд были неудачными. Это будет моим ориентиром на следующий год.
С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
Спасибо за Вашу работу!
Хочется скорее узнать что-то новое, научиться новому в новом 2014 году. Успехов! Буду с нетерпением ждать Ваших новых постов.