Просмотрев десятки мультимедийных уроков, очень часто ловлю себя на мысли, что по-прежнему в большинстве учительских разработок присутствует линейное представление учебной информации. Современные инструменты мультимедиа позволяют создать интерактивную многомерную модель урока в целом и отдельного учебного эпизода в частности.
Линейное построение урока (слайд за слайдом) мешает восприятию учеником целостного представления содержания всего урока, того блока информации, которую мы хотим донести.
Представление урока в виде ИНТЕРАКТИВНОГО ОПОРНОГО КОНСПЕКТА или ИНФОГРАФИКИ во многом помогает формированию визуального образа урока.
Еще один из вариантов создания многомерной модели урока, создание его общей картинки — ИНТЕРАКТИВНАЯ ОПОРНАЯ СХЕМА.
Опорные схемы часто используются учителями. Особенно в том случае, если отдельные фрагменты, опорные сигналы объединены видовыми признаками. Тогда, когда необходимо указать причинно-следственные связи, дать комплексную характеристику какому-то объекту.
Однако обращаясь к описанию нового объекта, мы вынуждены открывать новую диосцену(страничку, слайд). Иначе нагромождение новых объектов приведёт к потере цельности, к излишней детализации, которая нам не нужна.
Новые объекты приведут к общему уменьшению опорных сигналов. Они будут плохо различимы или нечитабельны.
Мы можем этого избежать, если подготовим интерактивную опорную схему. Она очень удобна и эффективна при наличии большого объема учебной информации.
В то же время она помогает хорошо структурировать материал, вывести его на несколько уровней усвоения.
Каждый из её элементов мы можем сделать интерактивным. Шаг за шагом учитель демонстрирует новый фрагмент схемы, комментирует его.
В данном примере главным опорным сигналом является объект «Социальный статус». Последовательность щелчков по этому объекту даёт подробную и всестороннюю характеристику данного понятия.
Щёлкая по отдельным элементам, мы можем получить более подробную информацию или визуальный образ. Но это объекты второго плана. Они важны на определённом этапе детализации учебной информации.
В любой момент мы можем их спрятать. Это способствует сохранению опорной схемы, её визуального образа.
Преимущество опорной схемы в её простоте. Чем проще схема, тем она легче для запоминания.
Спасибо, Георгий Осипович! Очень полезная подсказка.
Спасибо! Использую интерактивный план урока. Теперь попробую и опорные схемы.