Нескучные способы начала урока

hachalo

Судя по статистике, статьи Дидактора, посвящённые взаимодействию учителя и учащихся привлекает повышенное внимание. К примеру, статья Дидактора Как знакомиться с классом? является одной из самых популярных. Вопрос, который затрагивается сегодня, тоже очень важен. От него зависит качество и результативность всего процесса нашего педагогического общения. Мы должны сделать всё, чтобы не приучать детей к банальной привычке того, что «сегодня будет то же самое, что вчера».

Начало урока, к примеру, начинается с того, что учитель входит в класс. Дети встают, взаимные приветствия. А затем опрос домашнего задания. И покатилось всё по привычной схеме.

Часто именно так учителя начинают свой день. К настоящему времени у вас, скорее всего, уже есть свои процедуры того, как вы начинаете свой день или урок. Безусловно, вводимые нами традиции в общении с учениками, полезны. Но от них буквально шаг до скуки, до мнения учеников, что сегодня ничего интересного не произойдёт.

Иногда полезно всё перепутать. Или, может быть, вы ищете захватывающее вхождение в конкретный урок. Как и писателям, учителям часто нужно оригинальное, нестандартное начало! Нужна тщательно подготовленная коммуникативная атака. Она должна быть короткой по времени, но очень эффективной.

Независимо от того, большой у вас педагогический опыт или вы начинающий учитель, уверен, вам будет не только любопытно, но и, надеюсь, полезно ознакомиться с различными  способами начала урока.

1. Начните с видео

Все любят хорошее видео, особенно дети. Видео может быть отличным способом вызвать интерес или научить простой концепции перед уроком. К примеру, урок физики по теме «Резонанс» можно начать с такого клипа.

Попросив учеников посмотреть и объяснить, что произошло, тем самым мы можем «разогреть» учеников не только для восприятия нового материала на уроке, но и его критическому осмыслению.

Конечно, кто-то из учителей может возразить, что лучше это ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ. Но в данном случае объекты не слишком большие, чтобы показывать их всему классу. Вот так мы переходим ко второму приёму.

2. Начните с объекта

Ещё один способ заинтересовать ваших учеников какой-либо темой: показать им объекты, связанные с содержанием. Покажите им предметы, связанные с темой урока, проведите какой-то недолгий по времени опыт и попросите детей установить связи, сделать прогнозы или задать вопросы. Вы можете принести реальные предметы, чтобы учащиеся могли их потрогать и понюхать, или просто показать набор изображений. Помню с каким трепетом мои ученики разглядывали журнал «Вестник Европы» 1814 года с первым стихами А.С. Пушкина.

Вы можете внести при демонстрации объектов определённую интригу. Иногда она может появиться сама. К примеру, когда я показал ученикам опасную бритву 1897 года, никто из них не мог объяснить, что это.

Конечно же, лучше подготовить самому своеобразный сюрприз. К примеру, вы можете показать известную, несколько изменённую картину «Боярыня Морозова» В. Сурикова.

surikov_morozova_cleanup

Ученики должны вспомнить, кого не хватает на картине, и почему для В. Сурикова эти персонажи на картине играли важную роль. И, конечно же, после этого показать оригинал.

surikov_morozova

3. Начните с эпиграфа

По сути демонстрация видео или изображения являются одним из вариантов приёма ЭПИГРАФ. Эпиграф может быть произнесён устно или записан на доске. Но очень важно не допускать типичных ошибок при использовании данного приёма.

4. Начните с вопроса

Узнайте, что ваши ученики уже знают или думают по изучаемой теме. Задайте им вопрос. Есть много способов сделать это:

  • задайте вопрос всему классу;
  • организуйте обсуждение в небольших группах;
  • напишите вопрос на доске и попросите учеников быстро написать ответ;
  • начните урок с приёма пресс-конференция. В данном случае ученики будут формулировать и задавать вам вопросы;
  • организуйте быстрый опрос с помощью одного из сервисов. В данном случае я посоветовал бы Plickers. Этим самым вы сохраните высокий темп урока.

Независимо от того, какой метод вы используете, вопросы — отличный способ подтолкнуть учеников к размышлениям.

5. Начните с движения

Ваши ученики устали от предыдущих уроков? Они не отошли ещё после физкультуры или вкусного обеда? Тогда начните урок с динамической игры. Предложите всем ученикам встать. Вы начинаете свой урок с вопросов, но суть в том, что садятся те ученики, которые ответят на ваш вопрос. Заранее подготовьте серию вопросов. Они не должны быть слишком сложными. Это один из вариантов интеллектуальной разминки. Сама игра займёт всего несколько минут.

6. Начните с работы над ошибками

Сделайте работу над ошибками естественной частью ваших ежедневных уроков. Вместо того, чтобы задуматься о ярком начале урока, иногда полезно ученикам учиться на своих ошибках. Этим самым мы поддерживаем непрерывность обучения. Не оставим без внимания прорехи в знаниях учеников.

А как вам нравится начинать свои уроки? 

Комментарии к “Нескучные способы начала урока

  1. Елена говорит:

    Спасибо! Очень полезная для меня статья. Помогает вспомнить один из важных моментов урока.

  2. Глеб говорит:

    Экспресс пробежка.
    Называю фамилию ребёнок говорит какой либо факт по предмету. За одно ставлю Н Если ученика нет. Это более динамично. Условия — повторять факты нельзя, на ответ 3 секунды, считаю до 3 и называю следующую фамилию. Фамилии называю по списку, но рандомно. После пробежки спрашиваю три факта из названных детьми, но уже письменно. Это стимулирует их слушать. Затем какай-нибудь двоечник, нарушитель дисциплины эти листочки проверяет. Таким образом у меня уже есть две промежуточные оценки за урок у каждого ребёнка.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.