Вопросы о дисциплине, которые беспокоят каждого учителя

Misbehaving-students-1-e1462472270116

Дисциплина в классе очень важна для эффективного, комфортного и бесконфликтного обучения, но в настоящее время она является одной из самых больших проблем для многих учителей. Конечно, эта проблема не нова, и многие из великих педагогов уделяли дисциплине большое внимание. Эта статья ни в коем случае не предусматривает  некую коллекцию теоретических выкладок. Цель — показать те пути, которые позволят решить возникающие проблемы в ученическом поведении. Вся статья представлена небольшими вопросами и краткими ответами на них.

Прежде чем начать преподавать в новом классе, учителя должны интенсивно поработать над своими стратегиями управления классом в целях достижения необходимой дисциплины.

Именно неумение молодых учителей и даже опытных, но оказавшихся в затруднительной ситуации, очень часто приводит к разочарованию в учительской профессии и к дезертирству из школы.

Итак, что нужно знать о том, чтобы поддерживать порядок в классе!

Важность поддержания дисциплины в классе

1. Что такое дисциплина?

21

Это общее определение. Нам же необходимо заземлить его на нашу профессиональную деятельность. Чтобы определить что значит дисциплина для обучаемых и самого педагога, необходимо обратиться к стратегиям, которые учитель использует для управления поведением учащихся во время уроков, а также к кодексу поведения, который должны соблюдать учащиеся. Этот кодекс поведения (Устав школы)  обычно включает в себя правила посещаемости, дресс-код, социальное поведение и трудовую этику. Термин также может быть применён к наказанию, которое является следствием нарушения кодекса поведения.

2. Каковы типы дисциплины?

Можно различить три дипа дисциплины: профилактическая, поддерживающая и корректирующая дисциплина.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ дисциплина — это установление ожиданий, руководящих принципов и правил поведения в классе в первые дни проведения занятий, чтобы активно подготовиться к возможным сбоям в будущем.

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ дисциплина возникает в случае нарушения установленных правил Устава школы. Обычно это словесное предупреждение или предложение по коррекции поведения ученика.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ дисциплина возникает тогда, когда ученик не смог изменить своё поведение после неоднократных попыток поддерживающей дисциплины. В основном это относится к последствиям, возникающим после нарушения.

3. Какова важность дисциплины в школах?

Дисциплина в школьной жизни чрезвычайно важна, поскольку она закладывает основы для успеха учащихся в дальнейшей жизни. Многие ученики не понимают этого. А мы, к сожалению, часто не акцентируем на это внимание. Дисциплина — это передаваемый навык в жизни, и он может принести ученикам много полезного в его взрослой жизни, прежде всего в его профессиональной деятельности, где исполнительская дисциплина является одним из важнейших условий его профессионального роста, его успеха. Дисциплина помогает ученикам добиться хорошей успеваемости в школе, она поддерживает установленный порядок в классе.

4. Как плохое управление классом влияет на обучение?

Неудачное управление классом пагубно влияет на познавательную деятельность учащихся, что неизбежно негативно сказывается на их успеваемости. Учителя, которые не могут эффективно управлять классом, не устанавливают необходимые правила и процедуры, порой сами создают хаотичную и контрпродуктивную среду обучения.

Проблемы дисциплины

Даже самые опытные учителя сталкиваются с проблемами дисциплины в классе. Непослушное поведение учащихся означает, что контроль учителя за учебным процессом ослаблен, и учащиеся сбиваются с нормального рабочего ритма. Задача учителя — выяснить, почему возникла проблема дисциплины и как лучше всего её решить в хорошо управляемой учебной среде.

5. Что вызывает проблемы с дисциплиной в классе?

Есть много причин, которые вызывают проблемы с дисциплиной в классе. Решение проблем дисциплины требует чуткости и проницательности со стороны учителя, чтобы понять корень проблемы.

scale_1200

Некоторые распространённые причины проблем с дисциплиной в классе включают домашние проблемы (неблагополучная среда, в которой ученик испытывает эмоциональный стресс, негативное влияние родителей). Безусловно, это вызывает трудности в обучении (невыполненные домашние задания), что в дальнейшем проявляется в невнимании на уроках, изменении в поведении и даже озлобленности к другим детям и даже к учителю. Впрочем, проблемы с дисциплиной в классе могут возникнуть из-за отсутствия чёткой информации об установленных правилах поведения и последствиях за их нарушения.

6. Каковы некоторые конкретные примеры нарушения дисциплины в классе?

Наиболее распространенные примеры нарушения дисциплины включают:

  • разговоры в классе,
  • опоздания или пропуски уроков,
  • постоянное использование мобильных устройств,
  • еда,
  • сон в классе

И что более серьезно, факты физического насилия или вербальной агрессии.

7. Каковы серьёзные и незначительные нарушения дисциплины?

В зависимости от них предполагаются различные формы поведения учителя.

  • незначительные сбои включают непреднамеренные реплики, обидные слова, невыполнение учебных задач, опоздания и использование мобильных устройств. Хотя они требуют предупреждения от учителя, на них можно не заострять внимание и серьёзно не нарушать образовательный процесс.
  • серьезные нарушения выходят за рамки спонтанной детской грубости и включают в себя ненормативную лексику, направленную на других, физические угрозы, вандализм и воровство.

8. Как недисциплинированные ученики влияют на класс?

Негативное поведение учащихся мешает учителю эффективно проводить урок, поскольку для разрешения конфликта требуется большое количество времени и внимания учителя. Недисциплинированные ученики кроме этого могут влиять на своих сверстников своими действиями и побуждать их вести себя аналогично, ставя под угрозу авторитет учителя.

9. Как поведение учащихся влияет на обучение?

Многие опытные учителя согласятся с тем, что воздействие даже незначительных нарушений снижает успеваемость всех учащихся в классе. Постоянные перерывы в образовательном процессе, вынужденные паузы мешают сосредоточиться и отвлекают от выполнения текущих учебных задач.

Работа с негативным поведением: советы психологов

Существует много различных видов негативного поведения, которые могут помешать эффективному обучению, и поэтому жизненно важно, чтобы учителя работали над совершенствованием своих методов управления классом.

Учителя должны создавать поведенческие ожидания в классе с первого дня занятий, описывая как продуктивные, так и негативные виды поведения. Учитель может указать свои действия, с помощью которых будет устраняться негативное поведение, а также  последствия в случае продолжающегося негативного поведения.

10. Как успокоить шумный класс?

Шумный класс — весьма  распространённое явление, которое может нарушить процесс обучения, независимо от того, вызвано ли это тем, что ученики слишком громко возвращаются в класс с перемены или начинают сплетничать во время уроков.

Лучший способ обеспечить спокойную и тихую образовательную среду  — это культивирование миролюбивой атмосферы и культивирование уважения к учителю с самого начала. Вы должны задать тон и свои требования в первый же день работы, чтобы ученики поняли, что класс — это место для учёбы, а не для общения.

Чтобы прекратить болтовню в классе, не повышайте голос, который только стимулирует больше шума. С первых же дней ознакомьте учеников со своими невербальными сигналами для успокоения класса, которые включают в себя жесты, обратный отсчёт времени (от пяти до нуля), шумомеры, цели которых достижение тишины.

11. Что именно необходимо сказать, если ученик нарушает порядок в классе? Советы психологов

Ученики, нарушающие дисциплину, могут серьёзно помешать учебному процессу в классе. Даже когда учителя чётко устанавливают границы поведения, в любой момент может произойти определённый сбой в работе. Учителя должны быть осторожны, при оценке каждого инцидента индивидуально и реагировать соответствующим образом, так как причины негативного поведения могут быть разными.

Во всех случаях учителя должны сохранять спокойствие и твёрдость при обращении к недисциплинированным ученикам, объясняя им, что именно они делают неправильно, почему это является проблемой для всего класса и как ученику необходимо поступить. Важно слышать, что говорят ученики, и убедиться, что они вас поняли.

Вот несколько фраз, которые рекомендуется усвоить и применять во время занятий в случае возникших сбоев.

Помните, что важны не только ваши слова, но и ваша вежливая и дружелюбная интонация и общая уверенность учителя.

Психологи советуют учителям использовать следующие фразы, если они хотят как можно быстрее прекратить конфликт:

♦ Вместо того, чтобы обвинять ученика в его плохом поведении, опишите проблему спокойно. Например: скажите: «Игорь, ты продолжаешь говорить, пока я объясняю новую темувместо «Игорь, помолчи!»

Используйте «Я делаю» вместо «Ты делаешь». Это лучший способ показать, как вы себя чувствуете, не заставляя никого чувствовать себя виноватым. Например, скажите: «Я не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе слишком  шумно» вместо «Перестаньте так шуметь!»

Привлеките внимание недисциплинированного ученика к тому, как чувствуют себя его одноклассники. Например: скажите: «Как ты думаешь, что чувствовал Андрей, когда ты его прерывал?» вместо «Хватит перебивать Андрея!»

Обратитесь к конкретному ученику вместо того, чтобы обращаться к классу в целом. Например, скажите: «Юра, меня беспокоит, когда ты разговариваешь во время урока» вместо «Ребята, вы же знаете, что разговаривать во время урока запрещено».

Напомните недисциплинированному ученику правила поведения. Если у вас их нет, желательно установить их и повесить на стену. Например, скажите: «Олег, помнишь, что по установленным правилам разговоры во время урока считаются нарушением дисциплины? Если ты продолжишь говорить, мне придётся попросить тебя покинуть класс».

Если вы только что сделали замечание нарушившему дисциплину ученику, переключитесь на свою работу с остальной частью класса как можно быстрее. Например, произнесите следующую фразу: “Олег, помнишь, что согласно нашим правилам, разговоры во время урока считаются нарушением дисциплины? Если ты будешь и дальше разговаривать, мне придётся попросить тебя покинуть класс. Итак, сейчас мы обсуждаем роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Таня, каково твоё мнение об отношениях между Раскольниковым и Порфирием Петровичем?»

То есть не надо заострять внимание на нарушение, которое, возможно было скоротечным и ученик одумается от дальнейших дурных поступков. А мы потеряем с вами нити управления классом. Все дети переключатся с обсуждения темы урока на наблюдение за вашим конфликтом с учеником.

Вместо того, чтобы инструктировать нарушителя дисциплины  о том, как себя вести, сначала вербализуйте его эмоции и покажите своё понимание и поддержку. Например: «Юра, ты очень расстроился результатами контрольной работы? Подумай, как исправить ситуацию» вместо “Юра, перестань возмущаться своей двойкой”.

Вербализовав эмоции своего ученика, переключите его внимание на какое-то другое задание как можно быстрее. Например: «Юра, ты очень расстроился результатами контрольной работы? Подумай, как исправить ситуацию. А теперь давай подключись к игре«.

Когда вы просите нарушителя выйти из класса, будьте тверды, но вежливы. Например: скажите: «Юра, к сожалению, тебе пора покинуть класс» вместо «Вон из класса!»

Если вам трудно вспомнить всё это, когда вы оказываетесь в классе в неприятной ситуации, просто запомните две короткие фразы, с которых всегда уместно начать разговор. Это «Пожалуйста, … « и «Мне нужно, чтобы ты…». Какую бы фразу вы ни начали с этих фраз, оно будет звучать вежливо и примирительно. Например: «Пожалуйста, ответь на мой вопрос» или «Мне нужно, чтобы ты  решил эту задачу».

12. Как вы дисциплинируете ученика, не крича? Могут ли учителя кричать на учеников?

Даже если вы повышаете свой голос, чтобы дисциплинировать учеников, это не лучший выбор, поскольку вы устанавливаете плохую модель поведения. Крик — это признак потери контроля, который может быть контрпродуктивным, вбивая клин между учителем и его учениками и провоцируя их страх перед наказанием.

Существует множество методов, которые не включают крик для поддержания порядка и контроля в классе. Установление, на первый взгляд, рутинных правил поведения на уроке с начала учебного года особенно не менее важны для поддержания хорошей дисциплины, чем различные методы управления классом, о которых писалось выше.

13. Как вы справляетесь с конфликтом между учениками и учителями?

Отношения между учеником и учителем могут быть сложными, и, к сожалению, бывает нередко, когда учащиеся вступают в конфликт с учителями. Некоторые конфликты вполне нормальны и возникают естественным путём в ходе проведения семинаров, диспутов из-за разных, порой противоположных идей по различным вопросам.

Однако некоторые конфликты из безобидных перерастают в более серьёзные и кажутся неразрешимыми по своей природе. Особенно когда это касается итоговых оценок по результатам докладов, проектов, семинарских дискуссий. Постарайтесь решить эту проблему непосредственно со своими учениками, не привлекая сторонних лиц. Выслушайте учеников, чтобы лучше узнать их точку зрения и как можно предметнее объясните свою позицию по конфликту на понятном для учеников языке. Учителя могут воспользоваться этой возможностью, чтобы научить учеников правилам дискуссии и эффективного самовыражения. Когда вы увидели, что всё безрезультатно, лишь тогда обратитесь к более опытному коллеге или администрации школы.

14. Как вы справляетесь с агрессивными учениками в классе?

Агрессивные ученики часто противостоят другим и втягиваются в физические драки или словесную перепалку. Агрессия представляет собой серьёзное неправильное поведение, и поэтому с ней следует обращаться соответствующим образом, с жёсткими последствиями, которые посылают чёткий сигнал о том, что этот тип поведения недопустим.

Если вы разнимаете дерущихся учеников, вы должны оставаться настойчивым, говорить твёрдо и ничего лишнего. При необходимости отведите агрессивного ученика в другое помещение, изолировав его от остальной части класса.

15. Как вы справляетесь с конфликтным учеником?

Конфликтные ученики, которые вступают в перепалку со всем классом, могут быть трудными для переубеждения. Попытайтесь понять мотивы их поведения и постарайтесь их услышать, не теряя самообладания. Это поможет вам добраться до корня проблемы.

Сталкиваясь с учеником, вы должны показать ему, что вы контролируете ситуацию, будучи твёрдым в принятии решений и описывая ученику последствия своих действий. Поговорите с учеником в частном порядке и предложите ему определённую модель его поведения, чтобы справиться с возможными проблемами управления гневом.

16. Как вы реагируете на неуважительного ученика?

Столкнувшись с неуважением, легко ошибиться, если вы подключаете сюда личные обиды. Неуважение может быть признаком сложных психологических проблем, с которыми сталкивается ученик. Сопротивляйтесь желанию увещевать, ругать или читать нотации ученику, который проявляет неуважение к вашей персоне. Вместо этого отвечайте добротой, уважением к этой персоне, моделируя тип поведения, который в идеале должен демонстрировать ученик.

Превратите инцидент в поучительный урок для ученика, не теряйте контакт с ним, но убедитесь, что вы делаете это в частном порядке, а не позорите и не унижаете ученика перед его сверстниками. Уведомите родителей подробным письмом о поведении их ребёнка, что добавляет уровень серьёзности и подотчётности. Будьте открыты к диалогу с ними и покажите объективное отношение к их чаду.

17. Как вы справляетесь с недисциплинированными учениками?

Очень важно, чтобы учителя разговаривали с родителями тех учеников, которые постоянно создают проблемы. Сопереживайте ученику и старайтесь докопаться до сути его поведения, оставаясь при этом в непосредственной близости от его семьи, чтобы следить за происходящим.

Обсудите поведение ученика со своими коллегами, чтобы выработать общий и последовательный подход к работе с ним. Прежде всего, имея дело с недисциплинированным учеником, вы должны помнить, что для изменения проблемного поведения требуется время, поэтому оставайтесь терпеливым и позитивным.

Наказание ученика

Прежде чем приступить к наказанию ученика, учителя должны тщательно подумать и понять его плюсы и минусы. В то время, как наказание ученика может быстро остановить проблему, это, как правило, краткосрочное решение, которое часто может сопровождаться негативными побочными эффектами, такими как падение позитивного отношения к школе и более негативное восприятие учителя, потерю им авторитета среди учеников.

18. Должны ли учителя наказывать учеников?

Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Согласно этому определению, поскольку ученики часто совершают проступки, казалось бы имеет смысл регулярно наказывать их за плохое поведение.

Однако учителя должны воздерживаться от применения такого «чёрно-белого» подхода к борьбе с непослушным поведением и критически осмысливать каждый проступок. Определить, необходимо ли наказание в каждом конкретном случае. Учителя всегда должны рассматривать альтернативные варианты борьбы с плохим поведением, прежде чем приступить к наказанию.

19. Какие формы наказания учащихся приемлемы?

Выделяются следующие виды наказаний:

  1. Моральное порицание
  2. Лишение или частичное ограничение определённых прав
  3. Словесное осуждение и порицание
  4. Частичное ограничение в участие деятельности и жизни коллектива
  5. Снижение оценки за поведение
  6. Исключение из школы
  7. Наложение на воспитанника дополнительных обязанностей

20. Какие формы наказания учащихся неприемлемы? Почему?

Если вспомним российскую историю более чем столетней давности, наказаний было гораздо больше, включая физическое наказание (например, порка) и психологическое наказание (например, словесные оскорбления и изоляция).

В наши дни любой вид физического наказания неприемлем, поскольку он является незаконным и уголовно преследуется. Однако не раз замечено, что в некоторых школах используют физические упражнения в качестве формы наказания (например, отжимания, приседания, бег). Это тоже не законно, поскольку в данном случае проявляется жестокость и унижение достоинства учащихся.

21. Допустимо ли наказывать всех в классе за ошибку одного человека?

Коллективное наказание — это термин, используемый для описания ситуации, когда группа учеников, например, целый класс  наказывается за действия одного или нескольких учеников. Безусловно, большинство школ не допускают коллективного наказания, так как оно, как известно, демотивирует хорошо воспитанных учеников и вряд ли быстро улучшит поведение плохого ученика.

Терпение и ещё раз терпение

Знание того, как поддерживать дисциплину учащихся в классе, может быть одним из самых сложных аспектов обучения. Учителя должны научиться оценивать ситуации по их индивидуальным особенностям, чтобы знать, как реагировать, различая незначительное и серьезное негативное поведение и обеспечивая соответствующие последствия и наказания, где это необходимо, всегда в соответствии со школьными нормативными актами.

В случае серьёзных проблем с управлением классом и конфликтов с учениками, которые не реагируют на замечания, учителя должны обратиться за поддержкой к коллегам и при необходимости привлечь администрацию школы и родителей ученика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.