Управление классом в условиях возникающего хаоса

haos

Управление классом всегда является одной из важнейших задач каждого учителя, независимо от его опыта и талантов. Когда наступают какие-то паузы, связанные с выходными и каникулами, мы оглядываемся назад на некоторые из эпизодов нашей учебной деятельности. Снова и снова прокручиваем ситуацию. Задумываемся, что мы сделали не так, что на самом деле нужно было предпринять. Плохо управляемый класс может легко испортить не только конкретный урок, но и весь день и, возможно, целый год или четверть.

У всех нас были такие уроки. И каждый выходил из такого сложного, как правило, непредвиденного положения по-своему. Находил свой путь, находил, порой, единственное правильное и неожиданное решение, которое помогало выйти из тупика. Пусть это были крайне редкие эпизоды в нашей практике. Но мы должны знать, что далеко не каждое наше решение, даже если мы добиваемся желаемой дисциплины (то есть тишины), является единственно верным.

Наличие хаоса на уроке — это важнейших признак кризиса управления классом.

Безусловно, каждый из таких случаев не должен оставаться без внимания. И кроме оперативных мер мы должны обязательно проанализировать причины происшедшего.

Конечно, существует бесчисленное множество стратегий, помогающих решать проблемы управления классом, но, прежде всего, борьба с хаосом основывается на понимании и уважении к детям. Вспоминая некоторых из наших самых трудных учеников или целых классов, подумайте о своём подходе к управлению классом через призму трёх областей: обратной связипоследовательности и сопереживания.

Обратная связь

На первый взгляд это может показаться простым. Когда мы постоянно беспокоимся об эффективной обратной связи с учениками, происходят две вещи: ученики хотят вести себя лучше, а когда они этого не делают, легче управлять их поведением. Это неудивительно: мы предвидим отрицательные действия «трудных» учеников и делаем всё возможное, чтобы не допустить их. Однако использование инструментов педагогического общения для управления классом — это гораздо больше, чем просто выстраивание отношений со учениками.

Учителя, которые наиболее эффективны в использовании обратной связи, сознательно взаимодействуют со всеми заинтересованными сторонами: родителями, руководителями, другими учителями, тренерами спортивных школ, преподавателями центров творчества, где занимаются наши подопечные.

Когда учителя используют и выстраивают связи с этими разными людьми и постоянно поддерживают их, они не только могут лучше справляться с поведенческими проблемами, но и учащиеся видят, как много взрослых заботятся о том, чтобы помочь им добиться успеха.

Помню

последовательность

Я твердо верю, что это самая очевидная, но и самая сложная стратегия. Это не какая-то отрасль экономики, не заведомо успешно планируемая сфера человеческой деятельности. Мы не можем бысть на сто процентов уверены, в чём именно выражается наша последовательность при управлении поведением.

Глубина, до которой это верно, выходит далеко за рамки очевидного. Когда мы думаем о последовательности в управлении классом, по большей части, мы склоняемся к мысли о том, чтобы быть настойчивыми при определении последствий, и, конечно, это очень важно.

Хаос очень часто появляется вовсе не из-за неуважения к учителю. И здесь очень важен профессионализм учителя, который за несколько мгновений должен оценить происходящее. И так же стремительно принять решение. Его неожиданный для учащихся ход (коммуникативная атака), который может тут же выправить ситуацию.

Два случая из практики, когда мои ученики после физкультуры, мягко говоря, никак не могли успокоиться.

 

Памятка

Не уверен, что во втором случае поступил правильно. Но тот урок в дальнейшем прошёл замечательно. Мы не только многое изучили, но успели хорошо пообщаться, пошутить, почувствовать себя единым целым.

Учителя могут вспомнить много ситуаций хаоса и изящного выхода из них. И, конечно, вспомнить и свои провалы. И тут речь особая.

Провалы могут быть у всех. Важно, как мы себя поведём, даже потерпев временную тактическую неудачу.

Если мы хотим хотим подняться над ситуацией и в итоге завоевать класс, то лучше всего не подключать помощников в лице администрации школы, классных руководителей или родителей. Необходимо добиться цели самим, последовательно, шаг за шагом добиться управляемости класса.

Но последовательность на этом не может закончиться; мы также должны быть уверены, что будем последовательны и в других отношениях. Мы должны тщательно подходить к таким факторам, как наше отношение к каждому ученику: сколько времени мы тратим на налаживание связей с каждым из них и многое другое.

Из взаимоотношений с каждым отдельно взятым учеником формируется наше положительное взаимоотношение с классом.

Конечно, это сложно. Потому что учителя тоже люди, которые по своей природе связаны с определёнными учителями, учениками больше или меньше, чем с другими. Мы инстинктивно тяготеем к другим людям, в том числе и детям, которые похожи на нас и разделяют наши интересы, и ученики замечают это гораздо быстрее, чем мы осознаём. Я помню, как один из учеников сказал мне об этом в конце учебного года:

«Мне нравятся ваши уроки, мне на них интересно, но у вас есть любимчики, к которым вы лучше относитесь»

Я был ошеломлён и попросил ученика рассказать подробнее, почему он так считает.

«Вы даже смотрите на них иначе на уроках, а на переменах спрашиваете, как у них дела, чем занимаются. А меня ни разу об этом не спросили»

Ученик был прав. Это не значит, что я к нему плохо относился. Я был нейтрален, равнодушен. А это преступно плохо для учителя. Тем более со временем понял, что в этих ершистых ребятах и девчонках часто бывало больше тёплого отношения ко мне, чем у любимчиков. А я, к сожалению, этого не замечал. Особенно это становится очевидным, когда дети заканчивают школу, и ничего их не связывает с нами, кроме памяти о школе. И вдруг мы узнаём, что те ребята, кого мы не замечали, относятся к нам с огромными симпатиями и благодарностью. А «любимчики» не звонят или, при встрече на улице, не останавливаясь, холодно здороваются.

Мы должны усердно работать над тем, чтобы все аспекты нашего поведения были согласованными.  Это помогает ученикам увидеть, что мы одинаково заботимся обо всех, и это значительно облегчает управление поведением.

Сопереживание

Если последовательность самая трудная из задач, то сопереживание — самая важная.

Учитель

Когда наши ученики делают плохие поступки, мы должны отвечать ещё большим рвением к работе: ещё лучше учить и вдумчивее воспитывать. Сопереживание вовсе не означает, что мы оправдываем проступки учащихся. На самом деле это означает, что мы должны принять эти ошибки, проанализировать их и скорректировать наши учебные и воспитательные действия как к отдельному ученику, так и ко всему классу. Это означает, что мы моделируем более человеческие взаимоотношения, не упоминая ученику постоянно его ошибки, чтобы он не чувствовал дискомфорт и недостаточную  самооценку.

А главное, ученики должны знать, что нам не все равно

Честно признаюсь, мне не удалось переубедить эту учительницу. Во-первых, она была старше меня. Во-вторых, просто не успел. Через полгода она ушла из школы и из образования вообще.

Самое любопытное, что спустя много лет, я встретился с бывшей учительницей. И она сожалела о своём поступке.

Действительно, мы хотели бы, чтобы инциденты с учениками не происходили никогда. И это далеко не всегда говорит о хорошем отношении к учителю, где нет неуправляемых ситуаций. Часто бывает, что дети просто замыкаются на уроках такого строгого учителя. Не открываются ему. И учитель, и ученики на таких уроках — статисты.

Когда же на наших уроках происходят иногда непредвиденные ситуации, мы можем быть рады, что это произошло, потому что даёт нам возможность поработать с такими непоседами, чтобы осознать влияние их иногда неблаговидных действий в более широком контексте. В конечном итоге мы добьёмся успеха в формировании доверительных взаимоотношений, если  будем помнить, что  дети для нас не просто контингент или серая масса. И мы добьёмся ощутимых результатов, даже когда это сложно сделать.

Дети чувствуют любовь учителя, его искренние тёплые отношения и ненавидят фальшь.

Нет сомнения, когда дело доходит до управления поведением учащихся, волшебной палочки не существует. И мы не застрахованы от ошибок в своих действиях. Однако, когда мы работаем над созданием эффективного класса, мы не добьёмся хороших результатов, если не проявим человечность в своей профессии, будем не только учителями-предметниками, но учителями-воспитателями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.