Как научиться психологии управления классом?

upravl

Роясь в ворохе психолого-педагогической литературы, мы можем найти много описаний психологии школьников по возрастным и гендерным признакам. Мы начинаем разбираться в психологических типах людей. Но признаемся честно, это мало помогает, когда мы имеем дело не с отдельно взятым учеником, а с целым классом.

Это уже социальная группа, которой могут быть присущи общие психологические черты, формы поведения. Давайте вспомним, как часто мы характеризуем тот или иной учебный класс:

  • работоспособный;
  • дружный;
  • трудный;
  • управляемый;
  • сумасшедший

и т.д.

Опытный учитель, заходя на урок, учитывает особенности конкретного класса. Это совершенно другой уровень, другие техники педагогического общения. Учитель выстраивает определённую модель управления познавательной деятельностью ученика, заботится об управлении вниманием.

Современный урок предполагает также умение учителем управлять эмоциями на уроке.

По сути, на 40 минут педагог становится лидером данного коллектива.

От него зависит, каким будет класс.

Если учитель выберет авторитарный стиль управления, будет строго диктовать свои условия педагогического общения, то он получит безропотно подчиняющуюся группу детей. Такой путь довольно лёгкий, но малопродуктивный (ЗНАНИЯ — СИЛОЙ).

Помимо этого — вполне ожидаемый риск: учитель «сидит на пороховой бочке». В определённый момент класс может «взбунтоваться». И тогда учитель, чтобы удержать контроль над классом,  будет использовать все новые приёмы диктата, силового давления.

Демократический стиль предполагает, прежде всего,  управление не поведением детей, а их учебной деятельностью. Учитель выступает перед классом как старший товарищ, который помогает выстроить алгоритм познавательного поиска.

«союз учеников с учителем начинается с равноправия… в заинтересованности».

В.М. Букатов и А.П. Ершова

bukatoa-ershovs

Искусство управлять учебным процессом — это и есть режиссура урока.

Здесь неоценимую помощь могут оказать статьи и брошюры В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

На мой взгляд, стоит отдельно выделить режиссуру мультимедийного урока. Такой урок значительно отличается своей информационной насыщенностью, другим характером педагогического взаимодействия, форм учебной деятельности.  Это требует совершенно других навыков управления.

Советую прочитать:

1002037492

1. А. П. Ершова, В. М. Букатов. Режиссура урока, общения и поведения учителя.

2. П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя.

ersh

3. А. П. Ершова, В. М. Букатов.Нескучные уроки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.