Как управлять классом?

uor

Эта тема волнует многих учителей. Похожая статья в Дидакторе, опубликованная около пяти лет назад, лишь обозначила проблему. Хорошо организованный, дисциплинированный  класс является неотъемлемой частью академического успеха ваших учеников. Между тем, учителя сталкиваются с множеством препятствий, когда дело доходит до управления классом.

Плохое поведение, рассеянность учеников, нежелание выполнять поставленные учебные задачи неизбежно приведут к неудаче и в успеваемости класса, и формированию обстановки «спящего вулкана», который в любой момент может проснуться. То есть в таких условиях в классе неизбежен серьёзный конфликт.

Следующее советы управления классом могут помочь преодолеть эти проблемы. Они не только и не столько вычитаны в специальной литературе, а выстраданы, пропущены вашим покорным слугой через себя.

Очень надеюсь, что эти рекомендации помогут сохранить ваш класс в работоспособном состоянии.

1. К урокам нужно готовиться!

Ещё в молодые годы, когда, конечно же, юношеская самоуверенность захлёстывала, после первых неудач я сделал для себя серьёзный вывод.

Состояние дисциплины на уроке зависит от  того, насколько учитель готов к проведению занятия.

Потратьте время, чтобы подготовиться к каждому уроку. И дело не только в содержании. Учитель тщательно должен продумать все этапы урока, каждую минуту учебного времени. Какие учебные задачи представить ученикам, и как это сделать (!). Как сделать так, чтобы каждый ученик был задействован на уроке все время, обеспечен учебными задачами.

Нарушение дисциплины зачастую начинается тогда, когда ученик не знает, чего же собственно хочет от него учитель.

2. Не пренебрегайте рутинным делом

Учитель должен ознакомить учеников с регламентом, сроками выполнения поставленных целей и задач.  Через несколько недель после начала учебного года, ваши ученики должны иметь хорошее представление о том, что они должны делать, когда они находятся в классе, а также за пределами классной комнаты. Эта рутина в конечном итоге очень поможет вам добиться желаемых результатов.

3. Проявляйте гибкость

Установленный вами и принятый учениками регламент необходим в хорошо организованном классе, но учитель  должен быть готов к неожиданным ситуациям, как положительным, так и отрицательным.

Если это протест против установленных вами сроков, убедитесь, что в данном случае произошло: каприз учеников или на самом деле им сложно выполнить задание учителя в срок.

Тогда стоит предусмотреть снижение темпов обучения и (или)  отсрочки сроков достижения результатов.

4. Будьте последовательными в требованиях

Гибкость вовсе не означает беспринципность. Безусловно, после первых ваших усилий класс будет меняться. Но одна вещь останется неизменной и является универсальной для вашего успеха: последовательность.

Если ученики знакомы с вашей системой поощрений, то вы должны соблюдать их в любое время. Не забывайте о них.

И в то же время опасайтесь девальвации поощрений. Убедитесь, что положительная оценка деятельности учеников не слишком мелочна, а оправдана конкретным результатом.

В случае возникновения непонимания со стороны учеников или даже конфликта не откладывайте их разрешения. Это обязательно повлияет на общее состояние дел в классе.

5. В классе должны быть чистота и порядок

Это может показаться слишком банальным и простым, но даже такие простейшие условия в классе  могут улучшить производительность ваших учеников.

Если ученики находятся в классе с грязной доской, кое-как сложенными пособиями,  неухоженной классной мебелью, то в таком хаосе им сложнее сосредоточиться.

Покажите пример, сохраняя учительский стол в полном порядке. Попросите учеников содержать свои парты в аккуратности и оставить классное помещение в порядке после каждого урока или после окончания учебного дня.

Не захламляйте класс ученическими проектами-поделками. После выполнения задания пусть ученики заберут их домой, чтобы не  складировать поделки классе.

6. Сохраняйте позитивное настроение

Именно учителя создают настроение в классе. Улыбка вовсе не является признаком слабости учителя, но приветствуя улыбкой учеников, учитель показывает тёплое отношение к ним. Когда вы улыбаетесь, то призываете  учеников делать то же самое.

Отрицательная энергия заразительна, так же как  и положительная. Поэтому плохое настроение оставляйте за пределами класса.

7. Следите за достижениями класса и каждого ученика

Позитивный учитель должен контролировать, оценивать деятельность каждого ученика, видеть прогресс в его работе.
Фиксируйте это перед администрацией школы и перед родителями.

Ваши детальные знания о состоянии дел, конкретных успехах и неудачах  вызовет уважение ученика, в том числе и родителей. Ученик должен видеть не только промежуточный результат своей работы, но и перспективы своего роста.

Знания учителя состояния дел в классе и по каждому ученику в отдельности позволит ему корректировать учебный план на ближайшие недели.

Планомерные усилия учителя не заставят себя ждать. Налаженный контакт с классом отразится на вашем настроении, работоспособности.

Советую пролистать следующие статьи Дидактора с похожей тематикой:

Техника педагогического общения

Как научиться психологии управления классом?

Управление вниманием на уроке: четыре главных условия.

Управление мультимедийным уроком

Как стать Учителем с большой буквы?

Как знакомиться с классом?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.