Практические рекомендации по управлению классом

Уверен, не только молодые учителя, но и умудрённые опытом педагоги, могут найти в этой статье новые идеи о том, как управлять классом, контролировать поведение учащихся, вовремя остановить разрушительное поведение отдельных учеников, которое сломает  весь урок и надолго испортит настроение.

Согласитесь, управление классом по-прежнему является серьёзной проблемой для многих  учителей. Встречаясь с молодыми, начинающими учителями, часто слышал от них жалобы, что они чувствуют себя “совершенно не подготовленными” или “частично подготовленными” к работе с непослушными учениками, отчасти потому, что обычные программы повышения квалификации учителей посвящают данной теме крайне мало времени, да и то содержат теоретические описания, а не методические рекомендации и конкретные техники.

Побочный эффект строгой дисциплины

Ещё в начале своей педагогической карьеры я сделал для себя важный вывод: строгий учитель — это не всегда хорошо и эффективно. Учитель, добивающийся строгой дисциплины, стоит на пороховой бочке.

Психологи давно уже обратили внимание на любопытный побочный эффект строгой дисциплины.

Если ученик ведёт себя неадекватно, а учитель отвечает строгими дисциплинарными мерами, то результата в  большинстве случаев можно добиться. Как правило,  ученик может отреагировать на ваши меры, изменит своё поведение,  но другие ученики,  по наблюдению психологов, начинают проявлять то же самое негативное поведение, что и их одноклассник накануне.

Таким образом, попытки контролировать класс могут иметь обратный эффект.vznak

Учитель, который не заинтересован в таком обратном эффекте, обычно избегает прямого давления на ученика, нарушающего порядок, а стремится дать чёткие инструкции желаемого поведения.

Пример

Если учитель постоянно акцентирует внимание на разговоры в классе, то его призывы «Хватит болтать!» — как правило, приводят к временному улучшению ситуации. Но ученики со временем всё чаще начинают разговаривать. Разговоры сразу прекращаются после замечания учителя.

Но в дальнейшем ученики начинают испытывать трудности с концентрацией внимания, тормозятся мыслительные процессы, сужается эмоциональный фон урока. Таким образом, учитель сам формирует порочный круг,  следствием которого является усиление  неадекватного поведения большего числа учащихся.

Эффективные СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КЛАССОМ

Вместо того, чтобы постоянно реагировать на поведенческие сбои после того, как они уже произошли, более эффективный путь —  создание условий, в которых они с меньшей вероятностью произойдут. Вот некоторые из подсмотренных мной или лично созданных стратегий, помогающих создать доброжелательную атмосферу сотрудничества в классе.

1. Приветствуйте учеников у дверей

 Это делают многие учителя начальной школы. Они начинают день, давая каждому из своих учеников «пять», пожимая руку или даже обнимаясь.

Я  это часто наблюдал у моей супруги, у которой до сих пор многому учусь.

В течение этого непродолжительного времени учитель пытается установить с учениками первый контакт. Это своего рода проверка пульса, чтобы увидеть настроение учеников, их готовность к работе. А может вас встревожит плохое настроение, вялость ученика, горячий лоб, на который в спешке не обратили внимание родители.

Приветствие учеников в дверях помогает учителям задать позитивный тон на весь день, повысить познавательную активность учащихся. И в то же время это может снизить вероятность негативного поведения отдельных учащихся. В итоге вы не потеряете своё драгоценное время на наведение порядка.

В старших классах такой приём тоже возможен по дороге в школу, а также в том случае,  если вы не будете ждать звонка в учительской, а подойдёте заранее к дверям класса и будете приветствовать учеников ещё до звонка, обмениваться быстрыми репликами о настроении, о вчерашнем футболе (сериале, концерте и т.п.).

Помню, как директор школы сделал мне замечание, когда увидел, что я здороваюсь с учениками-мальчиками за руку. После уроков я пришёл к нему на разговор и убедил, что ничего «крамольного» в этом нет. Это ни в коем случае не признак «панибратства». Тем более при первых же казусах ученики усвоили одно из важных этических правил: первым подаёт руку старший.

Рукопожатие — это своего рода доверие. Здороваются люди, которые доверяют друг другу. И ученик задумывается о своём возможном негативном поступке на уроке, опасаясь лишиться такого доверия.

2. Устанавливать. поддерживать. восстанавливать

Выстраивание отношений с учениками с помощью приёма приветствие у двери, является хорошим началом. В дальнейшем необходимо поддерживать доверительные отношения в течение учебного года, а также реанимировать их в случае возникновения конфликтов.

Чем крепче наши отношения и чем лучше мы понимаем учеников, тем больше знаний и приобретённого социального опыта в случае возникновения трудной ситуации, граничащей с конфликтом. В таком случае мы сможем принять своевременные меры.

Лучше договариваться с учениками заранее о нормах и ожиданиях поведения до появления конфликтов. На  ранней стадии напоминайте ученикам, как в начале года принимались совместные решения. Избегайте прямых упрёков, а пользуйтесь позитивным языком.

Например, можно не отчитывать ученика, который так и не приступил к выполнению учебной задачи на уроке, а обратиться:

obr«Мне нужно, чтобы ты открыл учебник на странице 28, прочитал первый раздел, а затем ответил на первый вопрос в конце параграфа».

Ученику, который ведет себя неуважительно:

“Ты чем-то расстроен? Я могу тебе помочь? Дай мне знать, когда будешь готов к работе».

Вспомните случаи, когда ученик опоздал на урок на несколько минут. Попробуйте не отчитывать за опоздание, а спросить ученика, всё ли с ним в порядке. Не теряйте времени на выяснение, а отправьте его на место. Найдите время на уроке, чтобы подойти к ученику и наклонившись тихо спросить: «Что случилось?». Напомните, что опоздания могут повлиять на его успеваемость.

3. Используйте напоминания и условные сигналы 

Вовсе не обязательно повышать голос, в том случае, если шум в классе больше допустимого. Используйте небольшой колокольчик.

kolokk

Ни в коем случае не используйте громкие звуковые сигналы, перекрывающие шум в классе. Это непроизвольно настроит учеников на слишком высокий допустимый уровень шума. Звуковой сигнал обязательно должен быть намного тише. Он настраивает учеников на такую же волну. Вовсе не обязательно каждый раз браться за колокольчик, особенно в тех случаях, если вы находитесь далеко от учительского стола. Достаточно жестом указать на колокольчик. Можно хлопнуть в ладоши, щёлкнуть пальцами или приставить палец к губам.

tiho

Вместо колокольчика можно просто повесить небольшой плакат, символизирующий тишину. Жестами напоминать о соответствующем общем поведении. Используйте шумомеры, о которых не раз писал Дидактор. Разумеется, учитывайте возрастные особенности учащихся при использовании сигналов.

Напоминания и сигналы являются полезными приёмами к побуждению учеников вернуться к учебной работе. Но данные сигналы ни в коем случае не должны быть откровенно контролирующими их деятельность, а ваши действия принуждающими или насильственными.

Безусловно, ваши напоминания могут быть обычными, вербальными, но использование звуковых и визуальных сигналов поможет сократить время.

4. Оптимизация рассадки в классе

Когда ученики сами выбирают места посадки, в большей части случаев можно ждать ухудшение дисциплины. Для многих учителей гибкая система рассадки является частью эффективного управления классом.

Если вы часто или вообще всегда используете технологию работы с микрогруппами, конечно, постарайтесь изменить дизайн класса.

Безусловно только в том случае, если у вас есть такие возможности. Вот такой класс-мечту я подсмотрел на одном из австрийских дизайнерских сайтов.

Вовсе не обязательно, что самостоятельный выбор ученика — это всегда неудачное решение. Придание ученикам чувства ответственности может оказать удивительно положительный эффект.

Уютное классное пространство может уменьшить беспокойство и повысить успеваемость. К примеру, в ряде новых школ я увидел игровые зоны, диваны, кресла. Позвольте некоторым ученикам работать во время урока в зоне отдыха, но если они не выполняют учебные задачи, сразу пересадите их за парты.

5. хвалите поведение отдельных учеников 

Это может показаться нелогичным, но признание положительного поведения и ваше намеренное игнорирование небольших нарушений может быть более эффективным, чем наказание или призывы к дисциплине. Вместо того, сделать замечание отвлекающемуся ученику, похвалите его именно за то действие, которое вы хотите укрепить. Например, вы увидели, что ученик только приступил к выполнению задания, в то время, как его товарищи ушли далеко вперёд.

vznakСкажите такому ученику: «Отлично! Молодец! Но у тебя осталось мало времени. Поторопись.”

Избегайте повелительного слова НЕЛЬЗЯ. Учащиеся быстрее прислушаются к  чётким инструкциям, что им необходимо сделать, чтобы войти в рабочий ритм урока.

 

6. Установите чёткие ожидания 

Вместо того, чтобы просто напоминать правила поведения, обсудите с учениками, почему эти правила важны. Создайте вместе с ними список поведенческих норм. Проведите с учениками определённое ранжирование. Пусть они сами выделят наиболее важные нормы, способствующие эффективному обучению.

Это поможет вам владеть поведением в классе. Вместо ничего не значащего для учащихся списка правил, которые учитель сам предоставил классу, вы можете создать вместе с ними хартию, где каждое слово имеет значение. Это правила, в которые ученики верят.

 

7. проводите активный контроль 

Ваше присутствие рядом с учениками имеет решающее значение для управления классом и эффективного выполнения учениками учебных и поведенческих инструкций.

Конечно, заманчиво сидеть за учительским столом и оттуда следить за работой класса.

Поверьте, это первый сигнал для учеников, чтобы отвлечься.

Будьте активны: перемещайтесь по классной комнате, следите за работой учащихся и корректируйте выполнение учебных задач. Речь идет не о том, чтобы следить за поведением учащихся, а о том, чтобы взаимодействовать с ними.

Невербальные сигналы учителя, такие как улыбка и зрительный контакт, могут уменьшить физическую или психологическую дистанцию с учениками. Такое поведение учителя повышает положительные чувства учеников к учителю и к учебному предмету. И соответственно будет способствовать хорошей дисциплине.

8. Будьте последовательны в применении правил

Школьные и классные правила и процедуры должны соблюдаться и справедливо применяться ко всем учащимся. Не выделяйте отдельных учеников. Сосредоточьтесь на поведении, а не на конкретном ученике. Напомните о принятых правилах,  при необходимости проведите дополнительные беседы, чтобы добиться их соблюдения. Или договоритесь с классом об уточнении тех или иных правил, когда вы замечаете повторяющиеся нарушения дисциплины.

Читайте на эту тему в Дидакторе:

Как управлять классом?

Как научиться психологии управления классом?

Управление вниманием на уроке: четыре главных условия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.