Как обеспечить эффективную обратную связь с учащимися?

3GRITi0n3bI

Даже в новых условиях тотального карантина мы должны обеспечивать обратную связь с учащимися. И сегодня речь пойдёт не о цифровых инструментах, а о методике обеспечения эффективной обратной связи

Когда у нас публикуются статьи и статистические материалы, связанные с оцениванием учащихся и, прежде всего, связанных подготовкой к ЕГЭ (ВПР, КДР и другие), следует констатировать тот факт, что очень часто мы неправильно понимаем обратную связь для обучения.

Когда обратная связь является преимущественно негативной, она может только препятствовать образовательному процессу и достижению эффективных результатов обучения. Ученики и родители ненавидят ЕГЭ и все сопутствующую ему вакханалию в первую очередь потому, что это связано со стрессом, с тыканием ученику в лицо, что он не знает.

Учитель несёт особую ответственность за воспитание обучающегося и обеспечение обратной связи таким образом, чтобы ученик не выходил из класса с чувством поражения. В этой статье я хочу поговорить о тех способах, которые могут обеспечить  эффективную обратную связь обучения, когда в ваших окрылённых учениках после общения с вами останется чувство, что они могут завоевать весь мир.

Способы эффективной обратной связи

 1. Обратная связь должна носить воспитательный характер

Обеспечение обратной связи означает предоставление учащимся объяснений того, что они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен быть основан главным образом на том, что ученик делает правильно. Такой способ наиболее продуктивен для обучения, когда ученику даётся объяснение и пример того, что является точным и неточным в его работе.

Рассмотрите возможность использования техники сэндвича обратной связи, чтобы настроить ученика на позитив, даже в том случае, если он не совсем удачно справился с поставленной учебной задачей.

sandvich

Суть данной техники заключается в следующем: начало и конец анализа работы ученика обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать негативные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Но даже в этом случае этот слой (этап) должен иметь конструктивное начало. Не «это ты сделал плохо», а — «давай посмотрим, почему у нас не получилось».

2. Обратная связь должна быть своевременной

Когда обратная связь даётся сразу после выполнения учебного задания, ученик отреагирует положительно. Он ещё помнит, о чём было задание, сразу поймёт, где он ошибся. Если мы слишком долго ждём, чтобы обеспечить обратную связь, — момент потерян, и ученик может не связать реакцию учителя с тем действием, которое он произвёл значительное время назад.

 

3. Учёт индивидуальных потребностей учащегося

Очень важно, чтобы мы учитывали индивидуальные особенности и способности каждого ученика при предоставлении обратной связи. Наши классы всегда отличаются  разнообразием учащихся. Некоторые ученики нуждаются в подталкивании, чтобы достичь более высокого уровня, а с другими нужно обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать их обучению и не повредить самооценке. Баланс между нежеланием ранить чувства ученика и предоставлением надлежащего поощрения имеет важное значение. В условиях вынужденного карантина вы можете ещё больше учесть индивидуальные особенности каждого ученика. Почаще выходите на связь один на один.

4. Задайте 5 вопросов

control

Эффективность обучения будет выше, если учащиеся проявят должное отношение к своей работе.

Организация самоконтроля может заключаться в предоставлении ответов на следующие четыре вопроса на регулярной основе.

 

 

♦ Что я сделал?

♦ А что я мог бы ещё сделать?

♦ Как моя работа соотносится с работой моих товарищей?

♦ Могу ли я кому-нибудь помочь?

♦ Что я могу сделать лучше?

Эти вопросы также полезны при предоставлении обратной связи с родителями. Они могут вместе с детьми подвести промежуточные итоги. А главное, разговор будет максимально конкретным.

5. опора на навыки и конкретные знания

Полезным инструментом в обеспечении обратной связи могут быть одноточечные рубрики. Нужно сосредоточить ученика на решение одной учебной задачи.

rubrika

Это полезный инструмент для передачи ожиданий от выполнения задания. Эффективные рубрики предоставляют ученикам очень конкретную информацию о своей деятельности, сопоставимую с установленным рядом стандартов. Ученики видят задачи, прописанные в стандарте, ставят перед собой цели и подводят итоги, насколько они усвоили заданные стандарты.

 

6. Ориентация и корректировка

Регулярные проверки учебных заданий позволяют ученикам определиться, на каком уровне усвоения знаний они находятся. Помогите им в этом. Пусть они сориентируются, что по данной теме они усвоили, что ещё нужно сделать. Что нужно поправить, чтобы добиться поставленной цели. Используйте вышеописанный принцип «Пяти вопросов», описанный ранее, чтобы конкретизировать общение с учеником.

 

7. Организуйте встречу один на один

Обеспечение личной встречи с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик будет с нетерпением ждать, чтобы увидеть ваше персональное внимание. Такая встреча один на один позволяет конкретизировать педагогическое общение, обеспечить его индивидуализацию, позволит задавать только необходимые вопросы. И ученик не будет пасовать перед товарищами, сможет обратится к вам за помощью. Встреча один на один должна быть в целом оптимистичной, поскольку это побудит ученика с нетерпением ждать следующей встречи.

Разумеется, эта стратегия требует хорошего планирования учебного времени. Попробуйте поговорить с учеником, в то время, как другие ученики работают самостоятельно. Такие встречи с учеником могут занимать не более 10 минут.

В нынешней ситуации организация видеоконференции с отдельным учеником особенно актуальна. Цифровых инструментов, максимально простых для этого более чем достаточно. В ходе онлайн уроков можно организовать общение один на один, переключившись на другой режим.

 

8. разнообразие обратной связи

Обратная связь может быть происходить в устной, письменной и даже невербальной  форме. Даже ваш внешний вид должен излучать оптимизм. Спрячьте подальше своё плохое настроение и кислую физиономию. Крайне важно, чтобы мы обратили внимание на наши невербальные сигналы. Выражения лица и жесты также являются средством  обратной связи.

 

9. Сконцентрируйтесь на одной проблеме

Гораздо большее влияние на ученика оказывает работа над одной проблемой, на формирование у него одного навыка. Когда вы сообщаете ученику, что у него ничего не получается,- это неправильно.

К примеру, когда после проведения теста, я увидел, что большинство учащихся в классе допустили ошибку в дате о битве на реке Калка, я посвятил достаточное время, чтобы не просто обратить внимание на саму дату, но и вспомнить об этом событии, о его значении в истории средневековой Руси.

 

10. Введите Альтернативные сроки выполнения заданий

Используйте эту стратегию при оценке письменных работ или тестов. Если вам необходимо оценить большую работу ученика, как правило, на это недостаточно времени.

Не торопитесь проверять все работы сразу.

Сообщите ученикам график, к какому времени будет проверена работа каждого ученика или группы учеников.

Данная стратегия позволяет в нужное время обеспечить качественную, письменную или устную обратную связь. Проверив несколько работ, вы может дать подробный комментарий, указать на пути решения проблем. Ученики будут знать, когда настанет их очередь очной или заочной встречи с вами и, скорее всего, они не только встретятся с вами, но и принесут свои собственные вопросы, а может и пожелания, оценку ваших заданий. Массовые проверки работ, как правило, приводят к торопливости, а порой и необъективной оценке письменных работ. Порой торопливо поставив оценку, мы быстро забываем, за что поставили низкие баллы, и не можем обосновать их ученику.

 

11. учите учеников взаимообучению

Модель ученик-ученик требует соответствующей обратной связи. Обычно мы называем это обучением в паре. Обучайте учащихся этике общения, конструктивной обратной связи друг с другом таким образом, чтобы это было позитивно и полезно. Поощряйте учеников использовать протоколы для записи сеансов взаимообучения:

♦ предмет диалога

♦ задачи

♦ что достигнуто

 Расскажите и покажите им цифровые инструменты для взаимообучения.

 

12. Попросите другого педагога к участию

Ещё в молодости в школе, где я работал, завуч время от времени, просила датье ей самостоятельные работы моих учеников. Вы можете себе представить, какая была ответственность не только для меня, но и для моих учеников! Качество их работ  значительно возросло. Если завуч школы слишком занят (а это сейчас сплошь и рядом), пригласите своего коллегу-предметника или студента-практиканта не просто для проверки работ, но и для последующего общения с учениками. Сторонняя оценка очень важна для учащихся.

 

13. блокнот учащегося

Во время видеоконференции по тесту, письменной работе или вашего инструктирования к будущим учебным задачам попросите учеников протоколировать ваши высказывания. Ученик может делать записи в блокноте, который будет для него дальнейшим ориентиром в работе.

 

14. Заведите свой блокнот

В данном блокноте заведите раздел для каждого ученика. Делайте ежедневные или еженедельные записи, комментарии о каждом ученике по мере необходимости.

Когда ещё не было компьютеров, у меня была толстая тетрадь с несколькими листами для каждого ученика с вклеенными фотографиями. Когда я вёл записи, то смотрел на фото. Это уже был своеобразный заочный диалог с учеником.

Помечайте те хорошие вопросы, которые задаёт ученик, его реакцию, поведение. Определите те области, которые требуют особого внимания, фиксируйте результаты тестов и т.д. Конечно, это требует много временных затрат, но когда наступает час встречи с учениками или их родителями, вы готовы к разговору.

15. Возврат тестов, письменных работ в начале занятия

Возврат работ и тестов в начале занятия, а не в конце, позволяет ученикам задать необходимые вопросы. Вы можете провести соответствующую дискуссию. Попросите учеников не только реагировать на выставленную оценку, но и на оценку самой работы или теста, особенно если учебную задачу вы сами составили. Выслушайте пожелания учеников. Это позволит в дальнейшем избежать ваших возможных недочётов.

16. Используйте  заметки и стикеры

Иногда увидеть написанный комментарий учителя более эффективно, чем просто услышать его. Не просто оценивайте работу, но дайте письменный комментарий или оставьте пометки на полях. Этим самым вы показываете, что смотрели работу учащегося не поверхностно. Во время работы учащихся в классе вовсе не обязательно делать устное замечание кому-то из учеников или дать новое задание кому-то из продвинутых учащихся.

В качестве обратной связи вы можете использовать, например, цветные стикеры. К примеру, красный — знак неудовольствия поведением или плохой работой. Можете заготовить такой комментарий прямо на стикере и, проходя мимо ученика, оставить ему на парте. Многие ученики, даже если мешают вам, очень болезненно реагируют на устные замечания. Они считают, что вы унижаете их. Использование предупреждающих стикеров может сработать.

Другого цвета стикер вы можете положить на парту ученику, выполнившему задание с таким комментарием: «Молодец! Я доволен твоей работой. Можешь перейти к заданию на странице…»

 

17. хвалите искренне

Ученики быстро выясняют, какие учителя используют бессмысленную похвалу за какие-то мелкие действия. Если вы постоянно говорите своим ученикам молодец или умница, то со временем эти слова становятся бессмысленными. Сделайте это редкой похвалой.  Введите жесты: киванием головы, мимикой лица, знаками руки.

Позвоните домой родителям ученика, чтобы показать, что вам не всё равно, как их ребёнок учится или ведёт себя. Главное, чтобы этот разговор был конструктивным. Покажите позитивную сторону ребёнка и с какими проблемами вы столкнулись, почему просите помощи. Если всё хорошо, тоже позвоните! Это будет приятно и родителям, и вашему ученику.

18. я увидел!

Обязательно покажите, что вы обращаете внимание на поведение ученика или его старание в работе над заданием. Например:

-Я заметил, что ты правильно перегруппировал столбики в задании. Значит, ты правильно понял тему урока.

— Я заметил, что ты всю неделю приходил на занятия вовремя.

Признание успехов ученика, позитивных изменений в его поведении, тех усилий, которые он прилагает для выполнения учебной задачи, имеет большое значение для позитивного влияния на его академическую успеваемость.

 

19. Укажите модель или пример

Общение с учениками должно быть направлено на достижение учебных целей и задач. Продемонстрируйте ученикам, чего вы ожидаете от них. Обеспечьте контраст того, как выглядят неудачное и удачное решение . Это особенно важно на начальных уровнях обучения.

20. Предложите ученикам оценить вас

Помните, когда вы закончили обучение в вузе, и вам дали шанс оценить профессора? Насколько приятно было, наконец, было высказать, что материал для чтения был невероятно скучным, не беспокоясь о том, что это повлияет на ваши итоговые оценки? Почему бы не позволить ученикам дать оценку того, что и как вы делаете как учитель?

 Сделайте так, чтобы они могли высказаться анонимно:

♦ Что им понравилось в классе?
♦ Что не понравилось?
♦ Если бы они преподавали в классе, что бы они делали по-другому?
♦ Чему они научились больше всего от вас как учителя?

Если мы открыты для этого, мы быстро узнаем важные вещи о себе как о педагоге, о тех вещах, о которых, возможно, мы и не подозревали.

Помните, что обратная связь идёт в обоих направлениях, и мудрые учителя никогда не прекращают совершенствоваться и оттачивать свои профессиональные навыки.

Читайте об организации обратной связи в Дидакторе:

Что необходимо для эффективной обратной связи в обучении

Как эффективно использовать электронное оценивание

Как обеспечить обратную связь с родителями?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.