В нашем школьном образовании нет недостатка в проблемах. Некоторые из них могут показаться удручающими, трудноразрешимыми. Другие, казалось, ждут сиюминутного решения, но эти благие ожидания слишком затянулись.
Несмотря на усилия государства по проведению реформ, регулярные отчёты правительства и Министерства просвещения, постоянные призывы к переменам, — прогресс в решении наших наиболее важных проблем еле заметен, и многие решения по-прежнему или запаздывают, или больше похожи на агитационные лозунги.
Дело не в том, что мы не знаем этих проблем. Дело в том, что их корни часто лежат не в школе, а в глубоко укоренившейся системе взглядов на образование, которую очень трудно изменить. Действительно, мы можем добиться мелких тактических побед, внести серьёзные изменения в материальную базу образования, в том числе и на периферии, где это сразу станет ощутимо. Однако реальная реформа и значительный прогресс в повышении качества отечественного школьного образования зависят от решения наших самых серьёзных и трудных задач в области образования.
Повышение профессионального статуса учителя
Первая задача состоит в том, чтобы повысить престиж учительской профессии, привлечь больше способных и талантливых людей к преподаванию.
Школа катастрофически нуждается в молодых учительских кадрах. В России самые старые учителя.
Эффективность отечественной школьной системы и её авторитет на международном уровне повысится, если к преподаванию будут широко привлекаться высококвалифицированные специалисты. Их деятельность будет способствовать также повышению авторитета учительской профессии. Это в свою очередь будет способствовать привлечению всё больше способных молодых людей.
Ещё в советские времена учительские кадры большей частью пополнялись по «остаточному принципу».
Не можешь поступить технический или медицинский вуз, иди в педагогический.
В таких странах, как Финляндия, Сингапур и Гонконг, которые лидируют по качеству образования, учителя набираются в педагогические вузы из числа лучших выпускников школ.
Как отмечает финский педагог, писатель и учёный Паси Салберг в книге «Секрет успеха Финляндии»: обучение учителей, привлечение лучших и самых ярких выпускников школ к преподаванию — это только первый шаг государства.
«В настоящее время учителя пользуются большим уважением и доверием в Финляндии. Финны считают преподавание благородной, престижной профессией — сродни медицине, праву или экономике. И движущей силой которой является моральная цель, а не материальные интересы». Pasi Sahlberg
В отличие от наиболее успешных в образовании стран, Россия пока не определилась со стратегией привлечения лучших выпускников к учительской профессии.
И мало свидетельств того, что образовательная политика в данном направлении вот-вот изменится. Хотя об уровне квалификации и о качестве подготовки молодых педагогических кадров необходимо позаботиться именно сейчас, поскольку число учителей, необходимых для укомплектования наших школ, будет стремительно расти в течение следующего десятилетия. Старая «педагогическая гвардия», получившая добротное профессиональное образование ещё в советское время, быстрыми темпами пополняет ряды пенсионеров.
В завершении обсуждения данной проблемы хочу вспомнить анекдотический случай, который произошёл на одной из научно-практических конференций.
Действительно, выпускники педагогических вузов не рвутся в школу, а многие из вузовских педагогов, к сожалению, не знают современной школы и даже боятся её.
Уже давно муссируется вопрос об обязательном направлении молодых специалистов в школы и обязательной 2-3-летней отработке. Однако выпускники вузов не готовы к этому ни морально, ни профессионально.
Сокращение различий между школами
Эта задача заключается в том, чтобы сократить разрыв между наиболее и наименее благополучными школами России.
Налицо большие противоречия. С одной стороны Россия показывает относительно хорошие результаты в PISA с точки зрения качества образования. Мы заняли 18-е место из 79-ти. Нас отметили как страну, в которой появилась положительная динамика.
Однако, как бы мы не относились к данным этой международной программы, настораживают другие данные.
Ещё большее беспокойство должно вызывать увеличение разрыва между школами в различных российских регионах. К сожалению, оснований для оптимизма мало. Тенденция разрыва продолжается. Не только в Москве, но и в ряде регионов, наряду со школами, дающими качественное образование, немало школ с неукомплектованными педагогическими кадрами и бедственным материальным состоянием.
Не может тревожить и другой факт. Все большее расслоение российского общества неизбежно отражается на современном состоянии отечественной школы. Такое расслоение всё чаще наблюдается в самой ученической среде.
Решение этой задачи зависит от более целеустремлённой образовательной политики, в том числе финансирования школ, способном сократить различия между школами.
Разработка новых образовательных программ
Необходимо перестроить школьные программы, чтобы лучше подготовить учащихся к жизни и работе в XXI веке.
Сегодняшний мир сильно отличается от того, что было 50 лет назад. И темпы изменений ускоряются
- с ростом глобализации;
- прогрессом в технологии, коммуникациях и социальных сетях;
- значительно возросшим доступом к информации;
- взрывом в количестве знаний;
- и множеством все более сложных социальных и экологических проблем.
Школьная программа должна попытаться подготовить учащихся к этому значительно изменившемуся и быстро меняющемуся миру.
Однако многие элементы школьной программы остаются неизменными на протяжении десятилетий. Мы продолжаем представлять дисциплины в значительной степени изолированно друг от друга, делаем акцент на овладение большими объемами фактических и процедурных знаний и очень часто рассматриваем обучение как индивидуальную, а не коллективную деятельность.
Решение этой третьей проблемы требует существенного переосмысления школьной программы. Образовательные цели должны включать в себя придание большего приоритета навыкам и атрибутам, необходимым для жизни и работы в XXI веке, включая
- навыки общения,
- проектного мышления,
- критического мышления,
- использования информационных технологий,
- работы в командах,
- умения решать проблемы,
- способности применять свои знания в сложном реальном мире.
Поощрение гибких механизмов обучения
Четвертая задача заключается в обеспечении более гибких механизмов обучения в школах для более полного удовлетворения потребностей отдельных учащихся.
Организация и планирование образовательного процесса также долгие годы остаются неизменными. Учителя предоставляют требуемые от них учебные программы, а учащиеся оцениваются по тому, насколько хорошо они выполняют эти учебные программы.
Такой подход к организации обучения может быть целесообразным, если учащиеся одного и того же возраста начинают учебный год с одной и той же стартовой позиции.
Но это далеко не так: самые продвинутые ученики, стартующие в новом учебном году, обычно значительно опережают наименее продвинутых учащихся. На практике это означает, что отстающие ученики часто безуспешно борются со своими проблемами в начале года, и в итоге оцениваются как плохо работающие. И, как правило, это происходит из года в год.
С другой стороны, некоторые более продвинутые ученики, не сталкиваясь с трудностями в освоении учебной программы, получают высокие оценки из года в год с минимальными усилиями, не развиваясь и почивая на ранее завоёванных лаврах.
В основе такой образовательной практики лежит распространённое убеждение в том, что одна и та же учебная программа подходит для всех или почти всех учащихся. Этот возрастной подход к организации обучения глубоко укоренился в нашей образовательной системе. И пока альтернатив никаких не наблюдается.
Решение этой серьёзной проблемы зависит от более гибких способов индивидуализации обучения.
Например, за счет использования информационно-образовательных технологий, позволяющих лучше ориентироваться на текущий уровень достижений и потребности в обучении отдельных учащихся, а также от определения успехов и неудач в обучении с точки зрения прогресса или роста, которые отдельные ученики достигают с течением времени, независимо от их стартовых позиций.
Таким образом, мы сможем наблюдать очевидный прогресс у каждого ученика, в том числе и тех, кто значительно опережает своих сверстников.
раннее выявление низких достижений
Следующая серьёзная задача заключается в том, чтобы как можно раньше выявлять детей, которым угрожает отставание в обучении, и удовлетворять их индивидуальные потребности в обучении.
К окончанию начальной школы существуют значительные различия в уровне успеваемости детей в таких ключевых областях обучения, как чтение и математика.
Далее — катастрофа. Ученик, не способный читать, с несформировавшимся математическим мышлением, начинает стремительно отставать от своих сверстников. И такое продолжается на протяжении всех оставшихся лет обучения.
Такие дети заперты в мире «неуспевающих», что часто приводит к разобщённости, конфликтам со сверстниками, плохой посещаемости и раннему уходу из школы.
Предпосылки слабой успеваемости часто начинаются задолго до школы. Различия к окончанию начальной школы, как правило, представляют собой продолжение различий, проявляющихся при поступлении в школу, когда дети показывают значительно различающиеся уровни познавательного, языкового, физического, социального и эмоционального развития.
Некоторые дети подвергаются риску стать отстающими из-за задержки в развитии или особых потребностей в обучении.
Некоторые начинают учёбу в неблагоприятных условиях из-за их ограниченного владения русским языком или их социально-экономических условий жизни.
Начиная отставать с первых дней своего обучения в школе, такие ученики всё больше отстают с каждым годом учебы. Они составляют длинный, иногда увеличивающийся список недостаточно успевающих учеников, многие из которых постоянно не соответствуют минимальным образовательным стандартам.
Решение данной проблемы зависит от более эффективных способов:
- как можно более раннее выявления детей, подверженных риску быть заблокированными в группе «неуспевающих»;
- повышение уровня подготовки детей к школе;
- выявление проблем в обучении при поступлении в школу;
- интенсивное вмешательство в течение первых школьных лет в решение вопросов индивидуального обучения.
Главная задача:
Необходимо как можно большему числу учащихся дать шанс на успешное непрерывное обучение.
Безусловно, большинство из нас знает перечисленные проблемы изнутри. Но, к сожалению, мы обозначаем задачи, но не эффективно решаем их. Громогласно заявляем, что «времени на раскачку нет», но проходят не годы, а десятилетия, а проблемы обрастают новыми затруднениями.
Возможно, я преувеличиваю некоторые проблемы. Может быть, понадеяться на наше тотальное АВОСЬ? Может быть «и так сойдёт»?
Читайте ещё в Дидакторе:
Можно ли сравнить финскую модель образования с российской?
Стратегии быстрого реагирования на возникающие проблемы в обучении
Как учителю меняться в условиях цифровой школы?