Можно ли сравнивать финскую модель образования с российской?

fin

Все познается в сравнении. Несмотря на гигантские финансовые вливания, большой шум об инновациях и реформировании, российское общество честно сознаётся, что с нашим образованием, мягко говоря, не все в порядке.

Одной из лучших в Европе признана финская модель образования. Можно много спорить, годится ли нам эта модель или нет. Но сравнение великая вещь.

Итак, сравним по некоторым позициям финское и российское образование.

Основная школа.

Финляндия:

Экзамены отсутствуют как при переходе из класса в класс, так и после окончания основной школы.

Россия:

  • Тотальная ЕГЭизация привела к введению в ряде регионов системы КДР — контрольно-диагностических работ, начиная с четвёртого класса. Этот «опыт» начинает распространяться в неохваченные территории.
  • Выпускники девятых классов сдают ЕГЭ.

Внутренняя дифференциация в обучении.

Финляндия:

  • Отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется.
  • Выделение элитных классов и элитных школ из общего потока запрещено. Практически все школы в Финляндии — государственные.
  • Главный приоритет Министерства образования Финляндии — обеспечение равной доступности образования.

Россия:

  • Введение так называемых элективных курсов в основную школу. Углубленное изучение тех или иных предметов — частое явление.
  • Введение статуса «автономных» школ. Рост числа частных школ с закрытой образовательной системой. Школу подталкивают к платному образованию.
  • Большая разница в качестве и условиях обучения между школами различных регионов, городскими и сельскими школами.

Средняя школа.

Финляндия:

  • После окончания основной школы ученикам предоставляется выбор учиться в гимназии или профессиональном училище. Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома.
  • Обучение в старшей школе — три года. По  окончании сдается матрикуляционный экзамен — первый и последний общенациональный экзамен для школьников.
  • Поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно.

Россия:

  • Статус гимназий, лицеев, профессиональных образовательных учреждений размыт. Питание, учебники оплачиваются частично.
  • Обучение — два года. Успешно сданный ЕГЭ не столько даёт пропуск в ВУЗ, сколько  «перетащил» коррупцию в школу.

Качество обучения

Финляндия:

  • Позитивное отношение общественности к профессии учителя. Этот статус подкрепляется высокой заработной платой — 17 тыс. евро в год.
  • Популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.
  • По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран.
  • Соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1/15, для гимназий — 1/18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

Россия:

  • Негативное отношение общественности к профессии учителя. Несмотря на декларирование, зарплата учителей ниже средней по стране.
  • Старение педагогических кадров.
  • Сокращение в школах числа психологов и социальных работников.
  • Министерство образования и науки стремится увеличить количество учащихся в классах.

Повышение квалификации:

Финляндия:

Кроме тесного взаимодействия между школами и педагогическими вузами, в  результате реформы в данный процесс включились классические исследовательские университеты.

Россия:

Монополия институтов повышения квалификации на все виды профессиональной подготовки и переподготовки учительских кадров, что крайне негативно сказывается на качестве обучения учителей.

Совсем недавно мы знакомились со шведской моделью эффективного обучения. И здесь все привлекательно…  Но как сравнивать, если, откровенно говоря, мы системы в нашем школьном образовании не видим?

Комментарии к “Можно ли сравнивать финскую модель образования с российской?

  1. Валерий говорит:

    Можно, но результаты сравнения, к сожалению, плачевны! Может лучше сравнить финскую модель образования с советской, или российскую модель и советскую?

  2. Аноним говорит:

    Предложенная нами модель научно-творческого образования не была поддержана ни Россией, ни Украиной, ни Белоруссией, а она решила бы все проблемы и формировала бы научную творческость в процессе образования, взращивая созидателей и выводя страны на центральные витки развития.

  3. Самуил говорит:

    А само образование-то? Хотелось бы, конечно, сравнить полученные знания после школы, но тогда мы сталкиваемся с проблемой оценивания знаний. К примеру, зубрёжка, которую скоро из-за ненадобности скоро забудешь против понимание отдельных тем. А, в принципе, в нашем современном мире главное — «научиться учиться» — находить что именно вам интересно. Но при этом приходиться объяснять, что не всему можно верить — уметь находить подтверждения, сравнивать и т.п..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.