Все познается в сравнении. Несмотря на гигантские финансовые вливания, большой шум об инновациях и реформировании, российское общество честно сознаётся, что с нашим образованием, мягко говоря, не все в порядке.
Одной из лучших в Европе признана финская модель образования. Можно много спорить, годится ли нам эта модель или нет. Но сравнение великая вещь.
Итак, сравним по некоторым позициям финское и российское образование.
Основная школа.
Финляндия:
Экзамены отсутствуют как при переходе из класса в класс, так и после окончания основной школы.
Россия:
- Тотальная ЕГЭизация привела к введению в ряде регионов системы КДР — контрольно-диагностических работ, начиная с четвёртого класса. Этот «опыт» начинает распространяться в неохваченные территории.
- Выпускники девятых классов сдают ЕГЭ.
Внутренняя дифференциация в обучении.
Финляндия:
- Отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется.
- Выделение элитных классов и элитных школ из общего потока запрещено. Практически все школы в Финляндии — государственные.
- Главный приоритет Министерства образования Финляндии — обеспечение равной доступности образования.
Россия:
- Введение так называемых элективных курсов в основную школу. Углубленное изучение тех или иных предметов — частое явление.
- Введение статуса «автономных» школ. Рост числа частных школ с закрытой образовательной системой. Школу подталкивают к платному образованию.
- Большая разница в качестве и условиях обучения между школами различных регионов, городскими и сельскими школами.
Средняя школа.
Финляндия:
- После окончания основной школы ученикам предоставляется выбор учиться в гимназии или профессиональном училище. Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома.
- Обучение в старшей школе — три года. По окончании сдается матрикуляционный экзамен — первый и последний общенациональный экзамен для школьников.
- Поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно.
Россия:
- Статус гимназий, лицеев, профессиональных образовательных учреждений размыт. Питание, учебники оплачиваются частично.
- Обучение — два года. Успешно сданный ЕГЭ не столько даёт пропуск в ВУЗ, сколько «перетащил» коррупцию в школу.
Качество обучения
Финляндия:
- Позитивное отношение общественности к профессии учителя. Этот статус подкрепляется высокой заработной платой — 17 тыс. евро в год.
- Популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.
- По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран.
- Соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1/15, для гимназий — 1/18. Приоритет отдается обучению в малых группах.
Россия:
- Негативное отношение общественности к профессии учителя. Несмотря на декларирование, зарплата учителей ниже средней по стране.
- Старение педагогических кадров.
- Сокращение в школах числа психологов и социальных работников.
- Министерство образования и науки стремится увеличить количество учащихся в классах.
Повышение квалификации:
Финляндия:
Кроме тесного взаимодействия между школами и педагогическими вузами, в результате реформы в данный процесс включились классические исследовательские университеты.
Россия:
Монополия институтов повышения квалификации на все виды профессиональной подготовки и переподготовки учительских кадров, что крайне негативно сказывается на качестве обучения учителей.
Совсем недавно мы знакомились со шведской моделью эффективного обучения. И здесь все привлекательно… Но как сравнивать, если, откровенно говоря, мы системы в нашем школьном образовании не видим?
Можно, но результаты сравнения, к сожалению, плачевны! Может лучше сравнить финскую модель образования с советской, или российскую модель и советскую?
Предложенная нами модель научно-творческого образования не была поддержана ни Россией, ни Украиной, ни Белоруссией, а она решила бы все проблемы и формировала бы научную творческость в процессе образования, взращивая созидателей и выводя страны на центральные витки развития.
А само образование-то? Хотелось бы, конечно, сравнить полученные знания после школы, но тогда мы сталкиваемся с проблемой оценивания знаний. К примеру, зубрёжка, которую скоро из-за ненадобности скоро забудешь против понимание отдельных тем. А, в принципе, в нашем современном мире главное — «научиться учиться» — находить что именно вам интересно. Но при этом приходиться объяснять, что не всему можно верить — уметь находить подтверждения, сравнивать и т.п..