Несколько дней назад Российская газета опубликовала большую статью Перегрузка или перезагрузка?, в которой очередной раз поднимался вопрос о сокращении отчётности в образовании. Весьма любопытно, что эта публикация появилась перед Посланием Президента РФ к Федеральному Собранию.
Те заманчивые перспективы, которые обозначил В.В. Путин, в образовании идут в разрез с продолжающимся беспомощным состоянием российского учителя.
Такого количества отчетов, которое пишет сегодня школа, мы в советское время не знали. В одном регионе я встретилась с отчетностью по 19 схожим программам. И никто мне не смог объяснить, зачем столько. Мы подготовили законопроект, где четко прописано: у учителя должно быть три документа — рабочая программа, электронный журнал и дневник. Все. Остальное любая проверяющая организация должна найти на сайте школы, — говорит министр просвещения Ольга Васильева.
Подобные громкие популистские заявления появлялись уже не раз. Однако налицо полная беспомощность Министерства перед регионами. Разгул бюрократической отчётности, унизительное принуждение к выполнению несвойственных учителю функций продолжаются.
Это отражается не только в сокращении отчётности, но и контроля за заработной платой учителей, где недавно созданное Министерство просвещения также не в состоянии повлиять на регионы.
Никакие дальнейшие заявленные реформы не достигнут эффекта, если непосредственный их участник — УЧИТЕЛЬ продолжает находиться в таком унизительном состоянии.
Вряд ли в такой отчаянной ситуации наше образование будет в должной мере пополняться молодыми педагогическими кадрами. Обратите внимание на средний возраст учителя — 52 года.
Для сравнения. Средний возраст учителей в других странах:
- в Германии — 48 лет,
- во Франции — 42 года
- в Италии — 49 лет,
- в Эстонии — 48 лет,
- в Болгарии — 47,4 года.
При всех моих стараниях я так и не смог найти данные о более высоком возрастном показателе, чем в нашей стране.
И ещё один неутешительный показатель. По количеству женщин в образовании мы уступаем только Латвии. Количество женщин среди учителей:
- Латвия – 88,7 %,
- Россия — 85%
- Эстония – 84,5 %
- Словакия – 81,8 %
- Болгария – 81,2 %
- Италия – 78,5 %
- Чехия – 76,5 %
- Израиль – 76,3 %
- Польша – 74,9 %
- Нидерланды – 54,6 %
- Мексика – 53,8 %
- Япония – 39 %
Безусловно, у многих педагогов вызовет много вопросов средняя зарплата учителя по стране.
В 57-ми регионах средняя зарплата учителя ниже средней по стране.
Вот такая упрямая статистика. Без её учёта вряд ли можно говорить о перспективах и успехах в нашем образовании.
Спасибо большое за информацию. Меня мучает вопрос: что имеется в виду под МОЕЙ зарплатой в сравнении со средней по стране и, как в майских указах, в сравнении со средней по региону в промышленности? У меня 28 часов, ответственность за кабинет и классное руководство, и моя зарплата средней по региону соответствует. Но нагрузка-то большая…
Вы серьезно считаете, что все эти реформы направлены на улучшение положения учителя в школе? Всем проверкам и комиссиям всегда находится весьма разумное объяснение, и в результате получается как очередь к стоматологу: вы должны спокойно пройти по талону, но впереди два человека с острой болью, кто-то пришел из стационара, пару человек медсестра провела, потом технический перерыв, кварцевание, и т. п. А вы все сидите и за работу приметесь не скоро. Начальство звонит и интересуется где вы, вы врете что все хорошо. Наконец попадаете, быстро и не пойми как справляетесь, на работе завал, вы начинаете срочно все разгребать, делаете кучу ошибок, перескакиваете с одного на другое, и приходите к чему? Стресс, зубы посыпались. Виноват кто? Врач? Начальник? Нет, виноваты вы.
А перспективы всегда должны быть заманчивы. Вы просто верите в то, что правы и в то, что верно понимаете, что хочет от Вас государство. А оно просто НЕ ЭТОГО ХОЧЕТ. Оно хочет РЭШ
Сколько бы не принималось положительных решений на верхах, пока не наведут порядок на местах, толку не будет!
Приведу пример из личной практики. Чтобы было понятно, я работаю в сельской школе. А это значит, что учителем узкого профиля быть не выгодно. Мой профилирующий предмет — физика и нагрузка в неделю выходит в общей сложности 10 часов. И мы все понимаем, чтобы заработная плата более или менее была достойной, такой нагрузки недостаточно. Мало того, недостаточно и одной ставки!
Так вот о птичках. Был период, когда я тянула на себе нагрузку в 30 с небольшим хвостиком часов (физика, математика, информатика), имела классное руководство и выполняла функции педагога-организатора на 0,5 ставки (это совмещение специальностей). С учетом сельских и северных надбавок (мой регион Сахалинская область) заработная плата была очень даже хорошей.
Но в то время я для себя сделала неожиданное открытие.
Когда наша бухгалтерия стала урезать процентные доплаты у учителей по всем статьям (проверка тетрадей, заведование кабинетом и прочее), то мы стали задавать соответствующие вопросы и администрации, и в бухгалтерию. И тут выясняется, что у большей части коллектива средняя заработная плата превышает среднюю по региону, а это недопустимо! СРЕДНЮЮ ПО РЕГИОНУ, КАРЛ!!!
Представляете, господа коллеги! Наша средняя зарплата вычислялась из расчета 1,5-2 ставки!!! (а в таком случае как у меня, когда шло совмещение должностей, так и вовсе суммировались две зарплаты).
Естественному возмущению не было предела. Ведь каждый нормальный, адекватно размышляющий человек, в здравом уме, твёрдой памяти и подключающий логику вещей, понимает, что если мы говорим: «средняя заработная плата», мы говорим о ставке учителя, а не о его физических усилиях сделать свою жизнь более обеспеченной вопреки всему!
Но, видимо, в вопросах благосостояния народа, логика вещей в корне меняется…