Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Учителя видят эти изменения в течение всей своей профессиональной деятельности.
Теперь, когда в школах внедряется уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого учителя есть свои предпочтения. Без одних цифровых инструментов мы уже не представляем нашу работу, а некоторые инструменты, по нашему мнению, лишь отвлекают нас.
Однако согласитесь, коллеги, с момента своего появления в школе информационные технологии не прекращают развиваться.
Сначала это был мультимедийный проектор, и мы восторженно демонстрировали ученикам созданные в PowerPoint свои аляповатые слайды.
Затем появились интерактивные доски, и мы вдруг увидели новые возможности организации учебных занятий.
Второе десятилетие 21-го века стало периодом внедрения интернет-технологий, использования мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности.
Внедрение новых информационно-образовательных технологий может быть сложной задачей, особенно для тех учителей, кто предпочитает традиционные инструменты, которые педагоги давно знают и отдают им предпочтение.
Но время идёт. Иногда мы сами убеждаемся, что в новых технологиях есть рациональное зерно. Иногда мы видим успехи своих коллег, работающих по-новому. Иногда нас заставляют делать это в приказном порядке, и это самый неприятный и непродуктивный путь.
Предлагаю вам ряд рекомендаций, как освоить новые технологии, особенно если вы остаётесь в плену старых предпочтений.
УЧИТЕСЬ У СВОИХ УЧЕНИКОВ
Когда вы испытываете трудности в использовании нового технологического инструмента, обычно на помощь приходит ученик. Информационные технологии приходят к ним естественным образом. 14-15-летние дети уже являются новым технологичным поколением, «аборигенами цифрового общества».
Даже ученики начальных классов уверенно пользуются цифровыми инструментами. Не секрет, что шестилетние дети лучше понимают и быстрее осваивают информационно-коммуникационные технологии, чем те, кто старше 45 лет.
Конечно, это стресс для учителя, когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не грузится. Именно тогда ученик может прийти на помощь. Это делает вашу работу немного легче, а адаптация к новой технологии происходит более плавно.
Ученики могут стать вашими добровольными техническими помощниками.
В конечном счёте, учителя и ученики совместными усилиями быстрее добьются решения проблем, которые приносит новая информационно-образовательная технология.
Подробнее:
БУДЬТЕ АКТИВНЫ В ИЗУЧЕНИИ НОВЫХ НАВЫКОВ
Не пугайтесь информационных технологий. Вместо этого рассмотрите возможность продвижения вперед. Посещайте семинары, мастер-классы. тренинги. Ищите в интернете вебинары, профессиональные «тусовки» (учительские сообщества). Чтобы развиваться как учитель, вам нужно идти в ногу с образовательными технологиями. И ваши ученики тоже должны осваивать новые технологии, чтобы после окончания учёбы быть конкурентоспособными на рынке труда.
Будьте активны в поиске изменений. Знакомьтесь с новым, изучайте его. Не ждите, пока на вас это обрушится в приказном порядке. Наблюдайте за тем, что происходит в мире образовательных технологий.
СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ПОЗИТИВНЫХ АСПЕКТАХ ТЕХНОЛОГИИ
Рассмотрите преимущества информационной технологии. Подумайте, как она может облегчить вашу работу. К примеру, использование Интернет-технологий. Это может некоторых учителей раздражать, но Интернет-технологии имеют свои преимущества. Ученики могут публиковать свои проекты в Интернете. Можно всегда узнать домашнее задание, а родителям не только ознакомиться с ним, но и проследить его выполнение. Благодаря Интернету ученическая работа не затеряется, а родители могут обеспечить условия для её выполнения.
Те ученики, которые временно не могут посещать школу, благодаря Интернету не отстанут в учёбе. И вы можете им в этом помочь. Дифференциацию, индивидуальный подход в обучении также легче обеспечить с помощью информационных технологией. Ученики могут работать в присущем для них темпе, и учебные задачи могут подготовлены с учётом их индивидуальных способностей и особенностей.
ОБЕСПЕЧИТЬ КОНСТРУКТИВНУЮ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
Когда вы внедряете в классе новую информационную технологию, обязательно проанализируйте её эффективность. Независимо от того, какие вы получите результаты: положительные или отрицательные, не держите их в себе. Иногда внедрение той или иной технологии потребует времени. Пока вы и ваши ученики не вникнете во все тонкости данной технологии.
Если есть проблемы с новыми программами и онлайн сервисами, не стесняйтесь сообщить об этом. Мы — практики. Мы знаем, что действительно происходит в классе. Что получается, а что нет. Сообщите о возникающих проблемах директору школы, тем компаниям, чью технологию вы используете. Они могут не знать о повседневно возникающих проблемах. Чем раньше вы обратите внимание на эти проблемы, тем лучше.
К примеру, ваш покорный слуга совместно с учителями ряда кубанских школ участвовал в апробации нескольких обучающих программ компаний «Новый Диск», Microsoft. Учителя не только указывали на возникающие трудности, но и выдвигали конструктивные предложения. И к ним прислушивались.
Несколько лет назад, увидев возникающие проблемы в использовании онлайн конструктора тестов и викторин Quizizz, я отослал свои и учительские отзывы разработчикам. Они учли наши замечания, и теперь этот сервис работает намного лучше. Больше того, появилась русскоязычная версия сайта.
не возводите технологию в абсолют
Планируйте разнообразие учебных занятий. Продумайте организацию групповых учебных действий, дискуссий, дидактических игр или заданий, где нужны будут только ручка, бумага и книга. Это сменит темп обучения, вернёт учащихся к основательным неторопливым, но глубоким размышлениям.
Этот стиль обучения — с использованием как онлайн, так и офлайн технологий, как правило, называется смешанным обучением и является отличной возможностью «передохнуть» для тех неуверенных в себе учителей, которые с опаской используют информационные технологии.
Это хорошо не только для вас, но и для ваших учеников. Вы бросаете им вызов на выполнение учебных задач, не полагаясь на информационные технологии. Это позволит ученикам совершенно иначе выстраивать свой познавательный маршрут.
Ученики будут держать в памяти таблицу умножения, даты, столицы государств и так далее, не полагаясь только на всезнающий интернет.
УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЕ ГРАНИЦЫ обучения
Интернет, смартфоны и дидактические игры являются примерами цифровых инструментов, используемых в современной школе.
Такие инструменты не могут использоваться продуктивно, если четкие границы и правила не установлены.
Ученики могут использовать свои смартфоны и планшеты совершенно в других целях, не сосредотачиваясь на учебных задачах. Соблазнов очень много.
Эти онлайн соблазны в виде игр, бездумной переписки, блуждания по развлекательным сервисам затрудняют внедрение информационно-образовательных технологий. Когда вы начинаете создавать правила, привлекайте к этому учеников.
Пусть «цифровые аборигены» сами определят наиболее важные правила.
Ученики прекрасно понимают, что можно и что нельзя. Им легче будет соблюдать те правила, которые они сами же и помогали сформулировать.
Данные правила должны быть общеизвестными, растиражированными, компактными. Без сомнения, к ним впоследствии можно вернуться и что-то изменить, вписать новое.
использовать СОЦИАЛЬНЫе СЕТи