От этого никуда не деться. Информационные технологии пришли в школу, чтобы остаться навсегда. Или, по крайней мере, надолго. Но информационные технологии могут быть интегрированы эффективно, если они внедряются с целью изменить работу учителя и учение учащихся. В ходе своих поездок не раз убеждался, какова огромная разница в ИКТ-компетентностях учителей. Сегодня я хотел бы прописать тот базовый технологический минимум, которым, на мой взгляд, должен обладать каждый современный учитель.
ОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Каждый учитель должен владеть этими инструментами повышения производительности.
Учителям приходится обрабатывать большое количество данных разных типов. Инструменты производительности (текстовый редактор, электронные таблицы и приложение для создания презентаций) доступны на всех компьютерах и являются очевидными инструментами для большинства задач обучения. И все же, по данным исследователей 80 процентов пользователей компьютеров знают только 20 процентов того, что может сделать компьютер.
Большинство учителей считают себя компетентными, используя, к примеру, текстовой редактор WORD. А знаете ли вы, как сделать слияние полей (которое включает в себя умение работать с базами данных)?
Вы знаете
- как вставить фотографии в текст,
- как использовать маркеры отступа,
- как создавать колонки в тексте,
- как создать книгу?
Это не самые сложные приёмы работы с текстом. Современный текстовый редактор — это мультимедийный инструмент. Его умелое использование может позволить творческим учителям создать множество визуально привлекательных, богатых информацией учебных материалов. Каждый учитель должен научиться правильно его использовать.
Каждый учитель также должен знать, как пользоваться числовыми данными в электронной таблице, использовать формулы для управления этими данными и отображать их в диаграммах и графиках.
Каждый учитель должен быть знаком с программами презентаций, такими как PowerPoint, Impress и другие.
Но знаете ли вы, как с помощью программы презентаций
- использовать триггеры для создания интерактивных разработок,
- подготовить интерактивный плакат,
- интерактивную ленту,
- учебную интерактивную инфографику и т.п.?
Инструменты программы презентаций нужны не только для создания докладов и отчётов. И не только для создания линейных мультимедийных уроков с целью усиления наглядности. У нас под рукой мощный инструмент для усиления эффективности обучения.
Инструменты рисования в сочетании с другими инструментами бесценны для подготовки раздаточных материалов, рабочих листов, слайдов и т. д. Проверьте их!
Учителя должны иметь достаточный опыт в использовании офисных приложений не только для того, чтобы облегчить свой труд по составлению отчётов, рабочих программ и календарно-тематических планов. Офисные приложения являются мощными инструментами для обучения. Попробуйте!
УСТРАНЕНИЕ технических НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Каждый учитель должен уметь быстро устранять возникающие технические проблемы, которые часто возникают в классе.
Например, вы должны знать, что если компьютер начинает вести себя «странно», зависает, самое простое решение часто заключается в том, чтобы просто перезагрузить его. Иногда штепсельные вилки чувствуют себя слишком свободно свободно в розетках или диски не до конца вставлены в приводы. Или у вас не появляется второй экран, хотя проектор вы подключили правильно. Настроить изображение, подаваемое из проектора до нужных размеров. Подкорректировать трапецию.
И таких мелких задач много. Не стоит каждый раз надеяться только на учеников. Не ленитесь.
Сколько случаев, когда даже на профессиональных конкурсах я убеждался, что учителя даже не знают, как запустить свою презентацию.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Каждый учитель должен знать, куда обратиться за технической помощью.
Иногда возникают технические проблемы, выходящие за рамки компетенции учителя. В хороших школах с вас снимут эту головную боль. Там имеется отзывчивый и квалифицированный технический персонал, доступный для вас полный рабочий день.
Если у вас нет такой возможности, узнайте, к кому в вашем населённом пункте вы можете обратиться. Установите хорошие рабочие отношения с техническим персоналом и обязательно запишите, как быстро связаться с ними, когда возникает необходимость.
WEB-РЕСУРСЫ
Каждый учитель должен быть знаком с тем, что доступно в интернете в его предметной области.
Интернет — это великолепный ресурс для обучения. И он развивается в последние годы невероятными темпами. Найдите время, чтобы изучить то, что доступно и бесплатно. Это может в разы обогатить ваш профессиональный опыт. Если вы только начинаете внедряться в интернет-пространство, уверен, Дидактор является одним из удачных мест для вашего старта.
НАВЫКИ ПОИСКА в интернете
Каждый учитель должен владеть отточенным алгоритмом поиска в Интернете.
Поиск в Интернете стал важным навыком для всех пользователей компьютеров. Многие учителя проводят много времени в интернете в поисках мультимедийных ресурсов, а также общего информационного материала. Почти всё, что вы желаете, доступно в Интернете. Если вы только знаете, как его найти. Узнайте, как облегчить работу учителя в Интернете.
ИНТЕРЕС И ГИБКОСТЬ
Каждый учитель должен быть открыт для новых информационно-образовательных технологий.
Это так важно сегодня! Почти каждую неделю становятся доступными новые технологии, которые могут изменить, а иногда и полностью меняют наши представления о цифровых инструментах обучения.
Хорошие учителя сохраняют заядлый интерес к новым технологиям с целью повышения эффективности их преподавания. Не отвергайте с порога новое. Присмотритесь! Вдруг ваше первоначальное отрицательное мнение было ошибочным?
Хорошие учителя должны быть постоянно в состоянии поиска, как улучшить свою работу. Один из лучших способов сделать это: присоединиться к какому-либо профессиональному педагогическому сообществу, где учителя собираются вместе в открытом форуме, чтобы поделиться идеями из образовательной практики.
Записывайтесь на вебинары, задавайте вопросы. Общайтесь.