Техника сжатия учебной информации

IMG_0814Уже ряд лет идёт пустая непродуктивная болтовня о перенасыщенности школьных программ, учебников информацией. Действительно, дети устают, тратят колоссальное количество времени на подготовку домашних заданий.

На уроках в школе за непродолжительное время они должны «переварить» большой массив учебной информации.

Уже через несколько дней из этого огромного, стихийного наслоения формул, терминов и прочего другого останется очень немногое.  И очень хотелось, чтобы в головах мальчишек и девчонок осталось самое важное, самое нужное.

Любой объем информации можно сжать до одной фразы, до определенной схемы. Редукция как упрощение, сведение к общему наглядно присутствует в следующих приемах педагогической техники.

Среди приёмов направленных на применение знаний и их трансформацию, при работе с текстами на уроках хотел бы обратить внимание на приёмы сжатия полученной информации. Школьные учебники, особенно по гуманитарным предметам, изобилуют второстепенной информацией.

Вполне естественно желание учителя, чтобы в умах учеников отложилось самое необходимое, самое существенное по изучаемому учебному материалу. Как видим, речь идёт не просто о повторении пройденного, а о целенаправленной трансформации знаний.

К приёмам по сжатию информации можно отнести:

Своя опора

Пожалуй, нет ни одного учителя, который не примерил бы на себя технологию опорных конспектов В.В. Шаталова. По ряду учебных предметов  вышли даже методические пособия, где весь учебный материал представлен в схемах и опорных конспектах.

Однако часто учитель ловит себя на мысли, что ему хочется чуть ли не в каждой опоре хоть что-то изменить. И это естественно.

Читать подробнее о приёме СВОЯ ОПОРА


Дай определение

Многие современные учебники ряд важных понятий, терминов преподносят без определений. Эти термины выделены жирным шрифтом, курсивом. Чаще всего  на одной-двух страницах идёт пояснение, описание этого процесса, явления, а вот чёткого определения нет.

Прием «Дай определение» – один из эффективных редуктивных механизмов обучения.

Ключевые слова

Учитель предлагает ученикам подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном мате­риале.

Подробности в статье Приём педагогической техники КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

Сжатая информация (резюме)

Резюме, как известно, это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф, данный фрагмент учебной информации.  Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.

Подробнее о приёме Сжатая информация (резюме)

Один комментарий к “Техника сжатия учебной информации

  1. Светлана Воронина говорит:

    На данном этапе преобразования образовательных процессов в ДНР очень часто приходится применять приём «Сжатая информация». И он действительно является действенным, так как изучение украинского языка и литературы требует от учителя именно такого мастерства. Автор статьи ещё раз дал толчок для размышлений и действий. Статья интересная и познавательная.

Добавить комментарий для Светлана Воронина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.