Приём педагогической техники ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ

poz

В который раз приходится констатировать, что чрезмерное и непродуманное использование того или иного понятия размывает его первоначальный смысл. Все чаще понятие интерактивное обучение рассматривается рядом педагогов и методистов как обучение с помощью интерактивной доски. Если вы заглянете в любую из поисковых систем и запросите слова «интерактивный урок», то вы получите ряд ссылок на методические материалы, предназначенные к использованию на интерактивной доске.

Между тем, это далеко не так. В статье Техника интерактивного обучения описывались некоторые приёмы организации занятия в микрогруппах, создание педагогических ситуаций сотрудничества, сотворчества на уроках.

Основой интерактивного обучения является проектирование учителем таких ситуаций, в которых ученик становится субъектом обучения, самостоятельно добывает новые знания. Среди описанных в упомянутой статье, а также в материале об организации работы в микрогруппах, хочу описать ещё несколько интерактивных приёмов.

И первый из них — ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ (Шкала мнений).

Согласитесь, всегда сложно начать учебную дискуссию. Часто ученикам сложно высказать своё мнение. Они не всегда уверены в своей правоте, не могут отстаивать свою позицию.

Необходимо им помочь!

Очень важно продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме. Итак, начиная урок, мы демонстрируем ученикам разные, порой полярные, позиции учёных, общественных деятелей.

Пример

Вопрос, который до сих пор волнует умы:

Нужна ли была революция 1917 года в России?

Дайте ученикам подумать. На доске или экране размещаем шкалу мнений. В данном случае такую:

  • Нужна
  • Нужна, но с оговорками…
  • Не нужна, но были объективные причины…
  • Не нужна

Предложите ученикам выбрать одну из позиций. Раздайте ученикам распечатанные материалы с разными позициями учёных (историков, философов), публицистов. Рассаживаем учеников по группам единомышленников, придерживающихся данной позиции.

Обсуждение в микрогруппах поможет ученикам чётче формулировать свои мысли, дискутировать более аргументированно. Для того, чтобы полемика была более конструктивно, напишите на доске или раздайте памятку:

  1. Выслушай чужую альтернативную позицию
  2. Дай прогноз, какие последствия будет иметь позиция твоих оппонентов.
  3. Обоснуй свою позицию по ПОПС-формуле.
  4. Если в конце дискуссии, ты решишь поменять свою позицию, объясни своё решение.

Организация такой формы занятия, безусловно, имеет и надпредметное значение:

  • учит культуре дискуссии,
  • учит отстаивать своё мнение.

Учитель ведёт дискуссию, просит участников при необходимости приводить более веские аргументы в защиту своей позиции. При подведении итогов очень важно не навязывать ученикам своего мнения.

Можно рассмотреть возможные последствия каждой из позиций, насколько они отражены в обществе, как они влияют на его дифференциацию, а может и раскалывают его.

Нет сомнений, что такой приём может иметь место не только на уроках истории и обществознания, но и других предметах гуманитарного цикла, а также в ряде случаев на уроках биологии, географии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.