Какие вопросы ученик может задать себе при изучении нового материала

KRITIKA

Находясь под впечатлением ряда профессиональных конкурсов, присутствуя на открытых уроках, снова прихожу к выводу о том, что в обществе, изобилующем информацией, привитие навыков осознанного, критического мышления гораздо важнее знаний. К сожалению, многие учителя по-прежнему ждут от учеников репродукции знаний. И задают, как правило, такие вопросы, которые требуют однозначных ответов. Действительно, хороший вопрос лучше хорошего ответа. Мы должны задуматься над гранью, где ученик размышляет, а где он воспроизводит старые реконструкции знаний. Где он бездумно впитывает новую информацию, а где мы видим осмысленную реакцию на неё. Какие вопросы он задаёт себе, приступая к ознакомлению с бессистемным потоком информации, как находит путь к истине.

Учиться думать

Без сомнения, мышление — это сложный набор процессов, определённое количество имеющихся у учащихся общепринятых фоновых знаний и схем, которые мы, как педагоги, можем рассматривать как устойчивые способы интеллектуальной работы учащихся, то есть когнитивные привычки. И если это привычки, то это значит, что мы можем содействовать практикованию учениками мыслительных операций. Вы согласны?

Навигация по потокам информации

Даже в век информации не у каждого ученика есть смартфон; не в каждом классе есть Wi-Fi; не в каждом доме имеются компьютеры и  планшеты или даже энциклопедии, словари, журналы и другие упакованные данные.

Учёные, философы и педагоги, убеждены, что преподавание можно приспособить к цифровому поколению.

Утверждать, что появление интернета делает наличие у учащихся определённого багажа знаний неуместным, — глупо.

Вездесущность информации не может уничтожить её ценность. Она не перестает быть полезной, изменчивой или привлекательной, потому что её много и она более доступна, чем когда-либо в истории человечества.

Но такая ситуация, действительно, немного меняет место знания в важном процессе понимания. Меняет их приоритет и даёт нам возможность увидеть процесс обучения по-другому.

Вместо того, чтобы учитель продолжал распространять учебную информацию для учащихся, большинство учеников теперь могут получить доступ к этой информации напрямую. Это говорит о том, что навигация по имеющимся знаниям на заданную тему для ученика гораздо полезнее, чем само знание. И эта навигация, умение самостоятельно выплыть в шумном информационном потоке, не должна быть каким-то единичным фактом. Умение самостоятельно ориентироваться непосредственно связано с когнитивными  привычками. Как ученики  реагируют, когда сталкиваются с новыми идеями, данными, целыми системами, формами поведения и концепциями? И, конечно же, как они реагируют на тупиковые ситуации и затруднения?

О чём думают ученики в тот момент, когда они видят что-то новое? Этот момент в классе нам нужно обязательно замедлить. Причём самим попытаться понять, что в данный момент происходит. Педагогам необходимо быть на таких занятиях очень внимательными, чтобы увидеть процесс познания и озарения своими глазами в классе. Что ученики в этом момент делают? Что вы заметили? Что увидели? А главное,  что вы сделали, чтобы вызвать такую реакцию?

Самостоятельный познавательный процесс, так называемое метапознание — это не вопрос урока или учителя, говорящего ученикам, что они должны делать. Скорее, это дело привычки. Привычки думать. Ниже приводятся те вопросы, которые помогут ученикам ответить на новые интеллектуальные вызовы и устанавливать те привычки , которые делают из них мыслителей. Конечно, может возникнуть и другая ситуация, когда ученики просто начнут говорить вам то, что вы хотите услышать.

Станут ли мыслительные навыки привычками или нет, зависит от того, как мы их используем. Будут ли мыслительные навыки для учащихся полезными, знакомыми и значимыми, или так и останутся для них чужими, надуманными, неумело навязанными  взрослыми, а потому и неловкими. Это зависит от всех нас: от учителей, от авторов наших учебников, от всей системы образования.

Безусловно, прежде всего, очень многое зависит от нашего целеполагания — на какой вид учебной деятельности оно будет направлено.

Неправильное целеполагание

Если вы спрашиваете учеников: Что здесь самое главное?

Это подразумевает: есть что-то, что вы уже заметили, как учитель, и вы хотите знать, видят ли ученики то же самое. И если они видят это, они молодцы (умницы!), а если нет, то могут продолжать догадываться, о чём вы думаете.

Это не только не достойно ученика, но и содержательно непродуктивно, так как превращает процесс в угадывание, в отвлекающую игру ДА — НЕТ.

Информация к размышлению

Конечно же, мы можем поставить другой вопрос: Что вы видите? 

ded

Вот и всё. Мы даём ученикам свободу оценки, выбора направления размышлений. Когда же у них возникают проблемы с ответом даже здесь, вы будете знать, что проблема не в знаниях, а в уверенности, самоэффективности и привычках мышления, к которым ученики возвращаются. Они привыкли, что при возникающих трудностях учитель «ставит их на место», подсказывает.

Один из самых мощных способов обучения — это практика. Практика мыслительной деятельности. Предоставление ученикам возможности усвоить не информацию, а  привычку размышлять, которую учитель помогает сформировать.

Нам нужны МЫСЛИТЕЛИ.

Ученики не только способны думать самостоятельно, но и склонны превратить это в привычку. Как учитель, вы ежедневно знакомите учеников с новыми идеями – или новому взгляду на известные идеи. Как вы поддерживаете их на пути к этому? Как вы учите их думать?

Помогите ученикам этими вопросами

Эти вопросы они могут задать сами себе в ходе самостоятельной познавательной деятельности.

voprosy

Да, это сложный путь формирования критического мышления. Зажатые в тиски жёстких требований представления немедленных промежуточных результатов, соотносящихся с Единым  государственным экзаменом, учитель отказывается от погружения учеников в многомерный мир ошибок, заблуждений и открытий. И вынужден выбирать более лёгкий, но губительный путь банального запоминания большого массива данных, зазубривания правильных вариантов ответов на репродуктивные вопросы.

Читайте в Дидакторе о критическом мышлении

shutterstock_110485376-discussion

Критическое мышление. Стратегия и тактика

o

Как развивать информационно-критическое мышление в себе и в учениках?

tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya

Технология развития критического мышления. Аналитическая карта

kritik

Памятка критически мыслящему ученику

mysli

Как воспитать критически мыслящего ученика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.