Критическое мышление. Стратегия и тактика

shutterstock_110485376-discussion

Технологии критического мышления посвящено много статей и методических разработок. Пришедшая из вузов данная технология всё больше внедряется в школах. К сожалению, среди приверженцев этой образовательной технологии встречается и мнение о том, что главное в ней — это лишь критическое отношение к своим и другим идеям.

Позволю себе некоторые рассуждения о том, как организовывать дискуссии и мозговые штурмы в школе в логике критического мышления.

Безусловно, в школе следует учитывать возрастные особенности обучающихся, разумный баланс между эмоциональной и интеллектуальной составляющей в рассуждениях, в оценке идей, их правдивости, достоверности и обоснованности.

Критическое мышление использует инструменты логики, научные методы. Отсюда весьма ценным может оказаться скептицизм в отношении фактов и событий, определённая доля разумного консерватизма.

Критическое мышление не гарантирует, что ученики придут к истине, однако его использование является весьма полезным, так как учит тактике познавательной деятельности.

Введение критического мышления в учебную практику будет более осмысленным, если мы учтём некоторые важные характеристики.

Непредвзятость.

Иногда эмоции захлёстывают. И ученик настойчиво держится за первоначальную версию, оценку, которая скорее всего ошибочна. Он должен относиться уважительно и непредвзято к изучаемым фактам и явлениям. Это требует открытого признания, что возможно он неправ, ошибается.

И ученик ищет доказательства своего ошибочного представления или требует дополнительных аргументов в правоте своих оппонентов.

 Учитель старается обеспечить открытость дискуссии. Даже если заранее уверен в правоте одной из сторон, он должен требовать от всех дополнительных аргументов своей правоты.

Дифференцировать эмоции и аргументы.

Даже если у нас есть, на первый взгляд чёткие логические и обоснованные причины для принятия идеи, следует учитывать эмоциональную и психологическую составляющую. Эти составляющие могут легко вмешаться в логику доказательств.

Ученики легко и бездоказательно могут поверить научным авторитетам и даже своим «продвинутым» одноклассникам. Очевидность должна быть серьёзно обоснована.

Отталкиваться от приобретённых знаний и уважать оппонента.

Ученик, прежде всего, должен отказаться от того, что знает всё о изучаемом факте, явлении. Он должен понимать, что его товарищ, выдвигая другую точку зрения, даже если он неправ, может научить его чему-то значимому. Например, в аргументации или умении представить свою версию. Очень важно не только доказать свою версию, но и доказать, почему ошибается его товарищ. Где он допустил ошибку в своих рассуждениях.

Вероятность и определённость.

Есть идеи, точки зрения, которые, вероятно верны и те, которые безусловно верны. Мы должны понимать, что последняя группа намного меньше, чем первая. И это хорошо. Тем больше будет возможностей для организации дискуссий, мозговых штурмов.

Но при организации таких «мозговых атак» мы должны определиться с тем фундаментом, от которого следует отталкиваться. От тех законов, фактов, которые уже не нужно доказывать. Иначе наши дискуссии могут превратиться в бесполезную болтовню.

Организуйте один язык обсуждения.

Об одном и том же факте, явлении учёные могут говорить по-разному. Ученики, пользуясь их терминологией, приносят в дискуссии определённую сумятицу. Порой речь об одном и том же, но разными терминами, понятиями. Или, наоборот, используются одни и те же термины и понятия, хотя говорится о разном.

При организации дискуссии учитель должен обеспечить единую платформу, единое понимание тех или иных терминов или понятий.

Избегайте общих ошибок.

При введении критического мышления важно, чтобы ученик познакомился с общими логическими ошибками, которые большинство людей совершает, даже не осознавая этого.

Эти общие ошибки могут привести к ложным, тупиковым ситуациям.

Литературные классики дают нам пример таких общих ошибок. К примеру, многие ученики не понимают, почему стрекоза в известной басне И.А. Крылова прыгает и поёт. Казалось бы, общее место. Но в пору жизни русского баснописца стрекозами называли… кузнечиков.

К примеру, общее ошибочное утверждение о том, что «все млекопитающие живут на суше», может привести к выводу о том, что киты и дельфины — рыбы.

Не торопитесь делать выводы.

Для учеников легко и просто быстро перейти к первому и самому очевидному выводу в любой дилемме. Но, казалось бы, очевидный вывод, не всегда правильный. К сожалению, когда ученик уже делает выводы, то после этого весьма трудно заставить его отказаться в пользу чего-то другого.

Необходимо убедить учеников не делать выводы, пока не будут рассмотрены другие варианты.


 

Вот некоторые ключевых характеристики, которые ученики должны развивать в себе, чтобы критически и скептически мыслить.

Возможно следует научить ребят базовым основам логического мышления. Тогда они смогут чувствовать себя в дискуссиях более комфортно.

Читайте в Дидакторе на эту тему:

Технология развития критического мышления. Аналитическая карта.

Как научить детей критически мыслить.

Рубрики: Приёмы педагогической техники | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.