Как развить информационно-критическое мышление в себе и учениках?

o

Сразу же после школьного звонка, наши ученики лезут в карманы курток и ярких рюкзаков, чтобы наконец-то воссоединиться со своими смартфонами. И к обычному шуму в коридорах присоединяются сигналы о новых сообщениях. В школьных коридорах и на площадках ученики позируют для сэлфи с друзьями и хихикают над последними фотографиями и видео из Whatsapp. Да и взрослые тоже изменились. На переменах в учительской всё меньше оживлённых бесед, а всё больше разговоров по мобильникам. И учительские смартфоны заполонили шуточные видео, открытки, анекдоты и прочая мишура, которая лишь отнимает время.

В личной жизни и в школах, большинство учеников довольно быстро и нетерпеливо принимают новые технологии, но, как правило, это весьма беглое и поверхностное ознакомление.. В то время как вдумчивое использование информационных технологий имеет важное значение.

Как наше ближайшее будущее, наши выпускники должны вырасти людьми, принимающими важные решения. Они должны разбираться с выгодами и затратами, обещаниями и опасностями, ожидающими их от использования новых информационных  технологий.

Безусловно, новые информационные технологии чаще всего несут в себе не только положительное и отрицательное начало. Усиливается угроза личной безопасности людей, угроза их личному пространству. Нарастает беспомощность человека, окажись он в ситуации, лишённой всех новых технологических благ.

Необходимо учить критической оценке  новых технологий, которые используют ученики.  Умелое пользование смартфоном вовсе не означает, что вы понимаете, как он влияет на вашу жизнь. И когда его необходимо убрать подальше, чтобы сосредоточиться на других  более важных вещах.

Убеждён: детей необходимо учить критическому осмыслению тех новых технологических решений, которые его окружают.

взвесить все аргументы

Прежде чем перейти к обсуждению с учениками, найдите время, чтобы выработать собственный взгляд на новую технологию. Вы опасаетесь, что новое приложения легко может быть использовано для издевательств над отдельными учениками? Или вы уверены, что эта технология вам поможет для организации эффективной обратной связи с учениками и родителями?

Попросите учеников высказаться, указать все ЗА и ПРОТИВ при оценке новой технологии. Предложите им самим, подумать, как данное приложение или технологическое решение можно использовать в образовательных целях?

оценка новых технологических достижений на примерах

На уроках по любым предметным областям можно обсудить, как можно использовать новые технологии при геометрических измерениях, при ориентации на местности, поиске людей. На уроках литературы обсудить, как мог бы поступить главный герой, если бы у него был мобильник, начинённый приложениями.

Можно обсудить фантастические романы прошлых лет и сравнить, что сбылось, а что нет.

специальное изучение проблемы

Безусловно, учитель не может охватить все области современного влияния информационных технологий на наших цифровых аборигенов. Необходимо ознакомление со специальными книгами и статьями на эту тему. Но обращать внимание в них не только на постановку проблемы, но и на то, что делать.

_______________________________________________________________

 

Независимо от того, какой предмет вы преподаёте, подумайте о развитии критического  информационно-технологического мышления. Вам не обязательно быть классным блоггером, ультрасовременным цифровым учителем, чтобы привести учеников к вдумчивому цифровому потреблению. Не новые гаджеты, а наша продуманная стратегия поможет им лучше ориентироваться в постоянно развивающемся мире технологий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.