В Дидакторе уже поднимались вопросы о перенасыщенности информационно-образовательной среды и о сути информационного подхода в обучении. Старая методика чаще всего не даёт готовых рецептов учителю как работать, как обучать в условиях переизбытка учебной информации.
Безусловно одно: в работе учителя необходим перенос акцентов. Учитель в современных условиях — это не столько носитель знаний, а организатор, координатор познавательной деятельности учащихся.
Перенасыщенная информационно-образовательная среда пагубно влияет на учеников. Они быстро устают, запоминают большие объемы учебной информации без должного понимания сути явлений, процессов.
К сожалению, несмотря на многочисленные популистские заявления чиновников самого высокого уровня, учебные программы не сокращаются. Наоборот: растет содержание предметных программ, по мере появления различных социальных проблем в стране или даже в отдельно взятом регионе появляются даже новые предметные дисциплины.
Дозированная, распределенная подача учебного материала может помочь улучшить качество образовательного процесса.
То есть в первую очередь учитель должен научиться управлять информационными потоками. Это не так просто в условиях административного нажима. Сам учитель задыхается от переизбытка малополезной служебной информации, что отвлекает его от творческой деятельности.
Редко какой директор школы позаботится о том, чтобы избавить учителей от засилья циркуляров, инструктивных писем, приказов, поступающих ежедневно в большом количестве.
Учитель в таких условиях превращается в банального исполнителя. Функций УПРАВЛЕНИЯ информационно-образовательными потоками он лишен.
На мой взгляд, это одна из причин низкого качества обучения и слабой профессиональной мотивации учителя.