Информационная перенасыщенность и проблемы обучения

проблемыО лавинообразном увеличении объемов знаний известно уже давно. Сосредоточимся на том, как на эти вызовы отвечало государство и общество и какие реформы в образовании предпринимаются сейчас.


Первое удвоение знаний произошло с начала нашей эры до 1750 года.

Перед европейским сообществом возникла серьезная проблема передачи возросших объемов знаний новым поколениям. Обладание знаниями становится потребностью все большего количества людей.

Ответ.

komenПонадобился гений Я.А. Коменского, чтобы ответить на этот вызов. Появилась классно-урочная система, выпуск учебников стал массовым явлением, определены учебные предметы,  были описаны методы обучения.

Пожалуй, только ленивый сейчас не критикует заложенные чешским гением принципы (прежде всего, классно-урочную систему), но более рационального способа обучения еще человечество не придумало.

Новое удвоение знаний произошло всего за 150 лет: 1750 — 1900 гг.

Ответ.

Увеличение количества учебных предметов. Специализация учебных учреждений. За отменой крепостного права в России в 1861 году как-то меньше упоминается о мощной школьной реформе, проведенной в те же годы. Этой реформе предшествовало массовое недовольство населения качеством обучения в церковно-приходских школах.

УшинскийПоявилась земская школа. Были созданы специальные образовательные учреждения, готовившие педагогические кадры: учительские семинарии. Теперь не только в земских школах, но и в церковно-приходских стали преподавать профессионалы. За представителями духовенства остался только Закон Божий. Появилась отечественная педагогическая школа, основателем которой является К.Д. Ушинский.

Но уже тогда мыслители XIX века задумались о вреде обилия знаний. Дистервег

«Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Для многих людей было бы лучше, если бы они меньше знали, но зато больше делали. Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно глупеют. Нам не хватает сильных, энергичных людей. Не будем забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым способствовать формированию односторонних людей! Больше простора для свободно развивающейся силы!»

Ф.А. Дистервег

Новое удвоение знаний произошло всего за 50 лет: 1900 — 1950 гг.

Ответ.

СтолыпинРадикальные изменения в области российского образования предприняло правительство П.А. Столыпина. В рам­ках школь­ной ре­фор­мы, ут­вер­жден­ной за­ко­ном от 3 мая 1908 г., пред­по­ла­га­лось вве­сти обя­за­тель­ное на­чаль­ное бес­плат­ное обу­че­ние для де­тей с 8 до 12 лет.

С 1908 по 1914 г. бюд­жет на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния уда­лось уве­ли­чить втрое, бы­ло от­кры­то 50 тыс. новых школ. На российских просторах, пожалуй, не было ни одного мало-мальски заметного населённого пункта, где бы не было построено добротное каменное или кирпичное школьное здание.

П.А. Сто­лы­пин дос­ти­же­ние все­об­щей гра­мот­но­сти в объ­е­ме обя­за­тель­ной для всех че­ты­рех­лет­ней на­чаль­ной шко­лы ста­вил треть­им ус­ло­ви­ем мо­дер­ни­за­ции стра­ны (поми­мо аг­рар­ной ре­фор­мы и раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти) .  Для  реализации всех идей требовалось не менее 20 лет. Как известно, история распорядилась иначе.

Школьные реформы в СССР затронули не только идеологизацию образования. Появились революционные методики, педагоги, оставившие свой заметный след в мировой педагогической науке. Итогом реформ 1918–1920, 1930 х, 1944–1946 гг. стало увеличение количества учебных предметов, времени обучения.

советская школаБыло введено обязательное восьмилетнее образование, переход на которое начался в 1959/60 учебном году и завершился к 1962-63 гг.

С 1950 по 1970 гг. удвоение знаний происходило каждые 10 лет.

Ответ был найден самый простой, экстенсивный: в 50-60-х гг. продолжался процесс увеличения числа средних школ за счет начальных и неполных средних (в это время они уже были не семилетними, а восьмилетними).

Открылись школы с углубленным изучением ряда предметов (так называемые спецшколы), прежде всего — иностранных языков и математики.

С 1970 г. удвоение знаний происходило каждые пять лет.

Ответ.

В так называемый период застоя государство не торопилось с реформированием образования. На новый вызов были приняты экстенсивные меры: увеличение количества учебных предметов, увеличение предметных знаний. Усложнилось их содержание.

В школьных учебниках появляются новые тематические блоки, совсем недавно изучавшиеся в вузах. Шуточная «Песенка первоклассника», решавшего задачи уровня кандидата наук, в исполнении Аллы Борисовны, поднимала далеко нешуточные проблемы.

Школьная реформа 1984 г. фактически провалилась.

С 1990 г. наблюдается ежегодное удвоение удвоение знаний.

Ответ.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов был принят ряд мер по реформированию образования, итогом которых стал Закон об образовании 1992 г.

В начале XXI в.  были предприняты новые шаги по модернизации образования.  Каждый год приносит все новые и новые преобразования.

Министерство образования и науки в шутку называют самым реформаторским ведомством.

Однако  ничего не доведено до конца. О многих недавних начинаниях (двенадцатилетнее образование, профильное обучение, сокращение учебных программ и др.) благополучно забыто.

Продолжается  ЕГЭизация образования, что существенно влияет на дальнейшее ухудшение качества образования. Вместо планомерного учебного процесса большинство образовательных учреждений занимаются натаскиванием учащихся.

Учебная литература стала предметом весьма доходного бизнеса, но качество ее неуклонно падает. Объем  учебного материала не уменьшается.

Общество, в том числе и школа, живет в перенасыщенной информационной среде. Вполне очевидно, что чиновники от образования всех рангов не привыкли управлять увеличивающимися в объеме информационными потоками. Обилие циркуляров, приказов, инструкций заполонили школы.

«Верхи не могут» управлять по-старому, а педагогические «низы» не хотят работать по-старому. Продолжается отток педагогических кадров самого трудоспособного возраста, уставших от излишнего администрирования, коррупции в образовании.

Происходит старение педагогического корпуса. К примеру, в Москве за последние годы количество работающих учителей пенсионного возраста увеличилось более чем в два раза.

Таким образом, вряд ли можно судить о наличии видимой стратегии как ответить на новый вызов: нарастающий во все больших объемах информационный обвал.

Рубрики: Проблемы современной школы, Цифровая дидактика | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.