Давайте вернёмся на мгновение к старому доброму и недавнему времени: к 2019 году, когда вы, возможно, выполняя требования ФГОС, работали над «индивидуализацией обучения», искали свои пути в проектной методике. Так или иначе вы пытались удовлетворить потребности всех учащихся, которые пришли к вам с разным уровнем готовности, которые имели разные физические, эмоциональные и когнитивные особенности. Вы находили разные сценарии обучения и добивались определённых результатов. А теперь 2020 год смеётся над 2019 годом, над тем ворохом ненужных бумаг, над кучей необязательных мероприятий. Оказалось, что и без них можно работать уверенно.
Безусловно, сейчас преподавание намного сложнее, и вы, скорее всего, находитесь в ситуации, когда ученики каким-то образом рассеяны. Это может быть одна или несколько комбинаций:
Раньше учителю приходилось беспокоиться только о том, как лучше организовать образовательное пространство с учениками, как обеспечить им комфортное очное обучение.
Теперь вы ломаете голову, как придумать наиболее удачный способ виртуальной встречи с учениками, чтобы обеспечить такое же эффективное обучение, что и в школе.
В зависимости от того региона, где вы находитесь, и от руководителей школ, вам могут порекомендовать, а часто и потребовать, что предпринять, чтобы все ваши ученики были вовлечены в обучение и причём в экстренном порядке. Вы можете ознакомиться с десятками примеров своих коллег, как они организовали дистанционное обучение. Или как они работают одновременно с теми, кто находится в школе, и с теми, кто сидит дома.
Вы можете найти кучу ссылок на те или иные инструменты удалённого обучения. В том числе и в Дидакторе.
Но моя цель здесь в данной статье состоит в том, чтобы сократить всё до нескольких советов, чтобы мы не забывали, что независимо от выбранных цифровых инструментов, многое зависит от того, какие методики, какие организационные меры мы используем в таких экстренных случаях.
1. СОЗДАНИЕ ученических групп
Идея состоит в том, чтобы разделить учеников на группы в зависимости от ситуации:
- виртуальные,
- очные,
- очно/заочные (меняющие условия обучения через день)
Цель создания групп в том, чтобы ученики могли помогать друг другу на протяжении всего обучения. Это позволяет ученикам одноклассникам вопросы и поддерживать друг друга в те моменты, когда вы недоступны. Это также хороший способ взаимодействия между вашими учениками в классе и теми, кто учится дома.
♦ В некоторых классах эти группы являются просто контактными, так что, когда ученики испытывают какие-то трудности, они могут получить разъяснения или помощь от своих товарищей
♦ В других случаях микрогруппы действительно работают над совместными проектами или сложными творческими заданиями .
♦ В классах, где имеются и очная форма, и домашнее обучение, ученики участвуют одновременно, учителя делят учеников на пары, состоящие из одного ученика очного обучения и одного домашнего. Это распределение даёт каждому ученику, находящемуся на домашнем дистанционном обучении, назначенного делового партнёра, который всегда знакомит товарища с тем, что происходит в классе.
Для достижения наилучших результатов дайте ученикам возможность познакомиться со своей группой или товарищем по парному обучению, чтобы они могли в дальнейшем общаться и чувствовать себя более комфортно в изучении учебного материала и выполнении поставленных учителем задач.
2. ОГРАНИЧЬТЕ СИНХРОННОе обучение
Многие учителя ошибочно полагают, что синхронное обучение — весьма полезная и эффективная форма дистанционного обучения. Якобы, она позволяет «держать руку на пульсе» и вовлекает учеников в учебный процесс. Между тем, эта форма дистанционного обучения является достаточно ограниченной и очень важно найти такие способы педагогического общения, где видеотрансляция является не единственной формой. В условиях онлайн конференции мы совершенно забываем о принципах дифференцированного обучения, его персонификации. И порой дело не только в разных способностях учащихся, но и в технических условиях. У кого-то зависла трансляция, кто-то не услышал задание учителя и т.п.
Вряд ли будет эффективной и форма видеозаписи урока, и ждать, что эффективность такого опосредованного «присутствия» на уроке будет большой.
Но если же мы используем синхронное обучение, то надо постараться выжать из него максимум пользы.
Вот несколько способов реализации синхронного обучения:
♦ Краткое изложение и разбор полётов. Некоторые учителя используют синхронные видеоинструкции только для быстрого обзора в начале урока и быстрого разбора в конце, оставляя середину для самостоятельной или групповой работы, или занятий учителя с небольшими группами.
♦ Сделайте синхронное обучение особенным. Несколько учителей сообщили, что используют режим онлайн конференции для таких вещей, как чтение вслух, театрализованное представление, где учитель раздаёт заранее роли ученикам и в назначенное время начинается спектакль на заданную тему.
♦ Используйте персонифицированные видеоинструкции. Некоторые учителя начинают синхронное обучение с коротких предварительно записанных видео, которые дают задание каждому ученику и сообщают о теме сегодняшнего урока. В таком случае учитель освобождает себя от выполнения административных, организационных задач, позволяет детям присоединяться к онлайн уроку и начинать что-то делать, пока не придёт время начинать работу всему классу.
♦ Попробуйте интерактивные приложения. Многие учителя сообщали Дидактору о великолепном синхронном опыте использования онлайн досок и интерактивных приложений, которые позволяют создавать и обмениваться интерактивными презентациями с учениками на их собственных устройствах. Такие онлайн доски, как Whiteboard.Fi, Whiteboard.chat позволяют учителю в онлайн режиме следить за работой каждого ученика. Такие онлайн приложения, как Classkick, Zeetings, Nearpod и некоторые другие позволяют организовать не только синхронный просмотр онлайн презентаций, но и проводить быстрые опросы всего класса или представить учащемуся отдельные персональные задания.
♦ Поместите прямую инструкцию на видео. Многие учителя сообщают, что они чувствуют дискомфорт во время прямого эфира. И гораздо лучше, когда видеоинструкция представлена хорошо спланированным, предварительно записанным видео.
♦ Используйте технологии двойного назначения. Если ваш класс поделен на очную и дистанционную группу, вы можете использовать одну и ту же технологию для организации обучения или опроса. К примеру, такие приложения как Classtime, Socrative, Plickers позволят вам увидеть мгновенные результаты работы обеих групп.
♦ Дифференцируйте cинхронное обучение. Безусловно, учителю необходимо учитывать: каждый ли ученик нуждается в одинаковом количестве синхронного обучения? Большинство решений, связанных с синхронным/асинхронным обучением, как правило, предлагают одну модель обучения для всех. Но так же, как и в ходе обычного прямого обучения, вряд ли каждый ученик нуждается в персональной длительной опеке учителя. На мой взгляд, мы должны поработать над настройкой количества синхронных инструкций для каждого ученика, позволяя некоторым из них работать независимо и реже контактируя с учителем. В то время как другие ученики, которым нужно больше взаимодействия с учителем, могут получить его. И это синхронное обучение с меньшим количеством обучаемых может быть более качественным.
3. разбейте класс на группы
Это предложение родилось из предыдущей идеи дифференциации. На мой взгляд, может быть полезным разбить учащихся на определённые группы, где одни ученики учатся непосредственно у учителя, другие работают в группах, а третьи работают самостоятельно. Безусловно, вы поддерживаете контакты с каждой из групп, но работать с учащимися будет продуктивнее. Если, к примеру, в режиме онлайн конференции участвуют не 30, а всего 10 учеников. С помощью других приложений мы можем отследить работу учащихся других групп. Назначить им определённое время для одновременного выхода в эфир для подведения итогов.
Конечно, сама действительность вводит свои директивы. И мы можем найти другие решения. Главное — не отпускать ситуацию и понимать, что никакие платформы дистанционного обучения и самые крутые приложения не помогут, если учитель останется в стороне.