Как создавать проблемные ситуации при опросе?

vopros

Работая в жюри конкурса «Учитель Кубани-2018», обратил внимание, что многие конкурсанты на открытых уроках боятся задавать ученикам проблемные вопросы. Все вопросы к ученикам сводились к репродукции знаний: «Кто,,?», «Что..?», «Когда..?», «Сколько..?» Можно, конечно, понять опасение, что незнакомые ученики могут подвести. Хотя с первых же секунд было видно, что уровень обученности учеников в той школе, где проводился конкурс был очень высокий. И даже было видно, что ребята были готовы, ждали от учителей совершенно другие вопросы. Они были готовы к проблемному диалогу.  

Эта статья является продолжением тем «Как учителю правильно задавать вопросы?» и «Как организовать эффективный устный опрос?»

В отличие от предыдущих статей рассмотрим конкретные ситуации и попробуем выбрать более конструктивные решения.

 СИТУАЦИЯ 1:

Учитель не останавливается или не использует паузу при постановке вопросов. Учитель торопится, стараясь поддерживать высокий темп урока.  Интервал между вопросом и ответом составляет не более одной секунды.

РЕШЕНИЕ: 

Ожидание минимум трех и более секунд  после постановки вопроса может улучшить результативность обучения:

  • ответы могут быть более полными и неоднозначными
  • увеличится количество правильных ответов учащихся,
  • увеличится количество желающих ответить.
СИТУАЦИЯ 2:

Как только учитель называет имя одного ученика, все остальные отключаются от решения данного вопроса. Но ведь задавание вопроса необходимо не только для того, чтобы проверить знание учащегося. Нам важно, чтобы все ученики ещё раз вспомнили, воспроизвели материал прошлых уроков.

РЕШЕНИЕ:

Учитель должен добавить имя ученика ПОСЛЕ того, как вопрос поставлен, и / или ПОСЛЕ ожидания нескольких секунд. Это значит, что все ученики во время ожидания будут думать над вопросом. Можно вместо конкретного имени использовать приём «Случайный выбор» имени отвечающего.

СИТУАЦИЯ 3:

Некоторые учителя задают вопросы, которые уже содержат ответ. Например, такой вопрос, как «Все ли вы согласны с тем, что самый изученный из всех океанов Атлантический?» подсказывает ученику ответ, которого ждёт от него учитель. Или останавливает ученика от формулирования своей точки зрения по данной проблеме.

РЕШЕНИЕ:

Учитель должен объективно задавать вопросы и избегать подразумеваемых ответов. Приведённый пример можно было бы изменить: «Насколько точна информация о том, что Атлантический океан самый изученный?»

 

СИТУАЦИЯ 4:

Перенаправление ответа часто используется учителем после того, как ученик неправильно ответил на вопрос. Этот способ может использоваться, чтобы позволить следующему ученику исправить неверный ответ своего товарища. Однако очень важно, как учитель это сделает. Учитель не должен с ходу давать отрицательную оценку ответившему. Необходимо быть максимально корректным. Примеры неправильных действий:

  • «Это неправильно, подумай ещё».
  • «А кто знает правильный ответ?»
  • «Я уверен, что Наташа знает правильный ответ и может нам помочь».

РЕШЕНИЕ:

Перенаправление ответа может быть решено положительно, если учитель попросит неправильно ответившего ученика обосновать свой ответ.

  • «Почему ты так считаешь?».
  • «Где твой ответ подтверждается в тексте учебника?»
  • «У кого есть решение, похожее на ответ Вити, но с другим результатом?»

ПРИМЕЧАНИЕ. Учителя должны принять правильные ответы, отметив учащегося. Но, к сожалению часто можно услышать «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!»

Похвалу нужно раздавать экономно и адресно. Например: «Это хороший ответ, потому что ты объяснил значение слова «опричнина». Похвала должна быть связана с достижением конкретного результата ученика. Она должна быть искренней и заслуживающей доверия.

 СИТУАЦИЯ 5:

Учителя слишком часто учителя задают вопросы репродуктивного характера. Не используют в своей практике таксономию учебных целей и задачВопросы репродуктивного уровня лучше всего использовать, когда учитель хочет убедиться в  понимании учащегося на фактическом материале. Или провести небольшую интеллектуальную разминку в начале урока. Например, «Когда состоялась Бородинская битва?»,  или «Какое место занимает кислород в Периодической таблице?».

Эти вопросы связаны с ответами из одного-двух слов и не являются вопросами развивающего характера.

РЕШЕНИЕ.
Когда мы уверены в базовых знаниях учащихся, им должны быть предложены вопросы более высокого уровня, в которых используются навыки критического мышления, возможность создания ситуации анализа, синтеза и оценки. Те же самые вопросы можно было бы задать следующим образом:

  • «Как Бородинская битва изменила ход Отечественной войны 1812 года?» (синтез)
  • «Какие свойства делают кислород самым распространённым элементом на Земле химическим элементом?» (Анализ)

СИТУАЦИЯ 6:

В конце урока учитель часто спрашивает: «Все поняли?»  Это вполне бесполезный вопрос, который учитель, к сожалению, в течение дня задаёт не раз. На самом деле он не убедится, поняли его подопечные новый учебный материал или нет.

РЕШЕНИЕ:

В конце урока учитель может обратиться к ученикам: «Итак, слушаю ваши вопросы». Или может задать вопрос «Что осталось неясного о Бородинской битве?»

Однако, на мой взгляд, лучше предложить ученикам самим сформулировать вопросы к пройденному.

«Ребята, сформулируйте вопросы к пройденному материалу, которые начинались бы со слов «Кто..?», «Что..?», «Когда..?», «Сколько…?» (вопросы репродуктивного характера)

«Сформулируйте вопросы к пройденному материалу, которые начинались бы со слов «Как..?», «Почему..? (вопросы на указание причинно-следственных связей).

«Сформулируйте вопросы, которые начинались бы со слов «Что общего..?», «В чём особенности..?» (Анализ, оценка)

Эффективный способ проверить понимание учениками пройденного материала — это предложение ученикам рефлексии пройденного.

«Ребята, продолжите фразу: «Сегодня я узнал ______». То есть предлагаем ученикам сделать определённые выводы.

СИТУАЦИЯ 7:

Неправильно сформулированный вопрос учителя приводит к замешательству учеников, к необоснованному тупику, а самое печальное, к разочарованию в учителе. Некоторые примеры неточных вопросов, которые, увы, я слышал от учителей: «Что значат декабристы?» или «Прав ли Достоевский?»

РЕШЕНИЕ:
Учителя должны заранее создавать четкие, хорошо сформулированные и лаконичные вопросы, ожидая от учеников адекватных ответов. Пересматривая неправильно сформулированные вопросы, можно задать следующие:

  • «Каково значение восстания декабристов для российской истории?»
  • «Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что красота спасёт мир?»

Задавать сложные, проблемные вопросы, конечно, тяжелее. Учитель должен иметь копилку таких вопросов, проблемных ситуаций. Пополнять её. Перед уроком сделать «ревизию» своих накоплений. Вовремя «вытащить» необходимые вопросы и задания.

Комментарии к “Как создавать проблемные ситуации при опросе?

    • Георгий говорит:

      Добрый день, Михаил! По-моему вся статья об этом. Когда учитель задаёт вопросы, на которые ученик должен ответить однозначно, то это уровень банальной репродукции знаний. Нельзя убедиться, ученик понимает о чем говорит или просто вызубрил ответ. А когда учитель ставит проблему сравнения, выбора, сравнений, размышлений, то это уже для него и есть проблемный вопрос для ученика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.