Как учителю правильно задавать вопросы?

vopros

Дидактический приём ЗАДАЙ ВОПРОС, безусловно, занимает важное место в методической копилке учителя. Однако, согласитесь, мы должны не только учить учащихся правильно формулировать и задавать вопросы, но и сами умело пользоваться этим искусством, являющимся основой сократовского метода

Задавать вопросы — важная часть ежедневного общения любого преподавателя со своими учениками. Это прекрасная возможность проверить знания, организовать последовательное обучение. Однако не все вопросы, задаваемые нами, соответствуют этому. К сожалению, не раз сталкивался, присутствуя на уроках молодых коллег, с неудачными, некорректными и не лаконичными вопросами.

Эффективное обучение предполагает эффективные вопросы.

Эффективные вопросы

Эффективные вопросы, по подсчётам специалистов (Casteel, J. Doyle. Effective Teaching. 1994. ), должны иметь высокий уровень ответа (не менее 70-80 процентов), равномерно распределяться по всему классу и быть основой в преподавании учителя.

Эти вопросы могут начинаться со слов «Что..?», «Кто..?», «Как…?», «Почему…?» Они требуют от ученика не простого короткого ответа «Да» или «Нет», а более развёрнутого ответа, направленного на репродукцию знаний, на описание каких-то процессов, указание причинно-следственных связей.

Вопросы, направленные на обыкновенную репродукцию знаний, целесообразно проводить в начале урока для своеобразной интеллектуальной разминки учеников. Причём эти вопросы так или иначе могут быть связаны с новой темой. Таким образом мы подготовим учащихся к новой теме.

Или после изучения нового материала для его закрепления, проверки понимания учениками изученного.

Какая организация задавания вопросов наиболее эффективна?

Как правило, вопросы учителей основаны на специфике своего предмета и на собственном прошлом опыте. Опытный учитель, имеющий за плечами не один десяток подобных уроков, знает заранее, где у учеников могут возникнуть затруднения, непонимание. Исходя из этого, он и выстраивает алгоритм заданий, вопросов.

Например, на уроках математики вопросы могут быть быстрыми: они отражают алгоритм доказательства, решения уравнения.

На уроках предметов естественно-научного цикла может возникнуть типичная ситуация, когда учитель ведёт беседу в течение двух-трёх минут, а затем задает вопрос, чтобы проверить понимание учениками учебного материала.

И лишь после этого он принимает решение двигаться дальше или ещё раз вернуться к данному блоку учебной информации.

На уроках предметов гуманитарного цикла, как правило, учитель задаёт вопросы для того, чтобы начать обсуждение. Ученики присоединяются к нему в ходе возникшей дискуссии. Все эти методы имеют свои дидактические цели, и, как правило, опытный учитель использует все три варианта задавания вопросов.

Наиболее эффективные формы задавания вопросов.

  • Требующие чёткой последовательности.
  • Вопрос в контексте описанных событий, изучаемого явления.
  • Вопросы, требующие выводов, рассуждений.

Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности.

Чёткая последовательность небольших вопросов, заданий.

Маленькие вопросы — это простейшая форма эффективных вопросов, но она требует от учителя продумать цепочку вопросов и заданий.

К примеру, вместо того, чтобы непосредственно задать ученикам вопрос «Сравните реформы С.Ю. Витте и П.П. Столыпина», учитель может задать чёткую последовательность небольших вопросов , которые приводят к этому большому общему вопросу: «Как решался земельный вопрос в реформах С.Ю. Витте и П.П. Столыпина?», «В чём особенности преобразований в промышленности в конце XIX  и в начале ХХ веков?» и т.д.

И лишь затем приступить к общей оценке одного и другого комплекса реформ.

Такие цепочки вопросов можно подготовить по любому предмету.

География: «Сравните природные зоны Южной Америки и Африки» (цепочка вопросов).

Химия: «Сравните строение электронных оболочек атомов» (цепочка вопросов).

«Маленькие вопросы» важны, потому что они создают основу для сравнения, которая является конечной целью урока.

Вопросы в контексте

Вопросы в контексте обеспечивают высокий процент ответов учащихся (85-90 %). Перед тем как задать вопрос, учитель предоставляет контекст для предстоящего вопроса. Затем учитель предлагает интеллектуальную операцию. Разумеется, учитель должен обеспечить связь между контекстом и вопросом, который должен быть задан. Вот примеры контекстных вопросов:

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?

  1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
  2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
  3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
  4. Что связывает два этих события?

(Использован материал https://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4859/Itemid,118)

Чёрное мое за свою историю называли «русским», «скифским», «итальянским озером», «турецким озером». Почему?

Гипотетические, дедуктивные вопросы.

Эти типы вопросов также должны занимать большой процент  ответов учеников. В гипотетико-дедуктивном вопросе учитель начинает с предоставления контекста для предстоящего вопроса. Затем  создаётся гипотетическая ситуация, в которой ученики могут предполагать, рассуждать, представлять.

Таким образом, данный тип вопроса должен иметь контекст, предполагающий дальнейшие рассуждения.

Примеры.

Гитлер надеялся захватить СССР в результате «молниеносной войны». Предположим, это случилось бы. Значит ли это, что наша страна окончательно исчезла бы с карты мира?

Какая природная зона наиболее благоприятна для жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

Без сомнения учитель, должен пытаться включать все типы вопросов на уроке, необходимо стремиться к их разнообразию.

Как формулировать вопросы?

В этом вам поможет Интерактивная таксономия учебных целей и задач, опубликованная в Дидакторе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.