Как организовать личностно-заинтересованное обучение или обучение по запросу

sertificat_rabota

В последние годы, пожалуй, только ленивый не вспоминает о том, что современное образование ориентировано на учёт индивидуальных особенностей учащихся, на личностно-ориентированный подход в обучении. Однако в условиях классно-урочной системы реализовать такой подход на практике крайне сложно. Тем более что отечественные педагогические кадры большей частью не готовы к работе в режиме развивающего обучения. Да и государственные структуры после 2014 года явно не симпатизируют соответствующим образовательным системам Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Между тем, в данных системах мы можем многое почерпнуть для реализации идеи обучения по запросу.

Прежде всего, чтобы создать комфортные условия для обучения каждого из учащихся, важно определить его личную траекторию на основе сформированного запроса как с точки зрения ученика, так и с точки зрения учителя.

С точки зрения ученика, обучение на основе запроса фокусируется на сформулированном  вопросе или описанной им проблемы. Ученики должны использовать собственную аргументацию, основанную на фактических данных. Без стеснения указать на свои пробелы в знаниях и пути их устранения.

zapros2

Ученики должны выстроить систему собственных целей и задач. Идеальный вариант, если они покажут, как они собираются проверить в перспективе достижение необходимых результатов.

С точки зрения преподавателя, обучение на основе запроса фокусируется на том, чтобы вывести учеников за рамки общего любопытства в область критического мышления и понимания. Учитель должен поощрять учеников задавать вопросы и поддерживать свою заинтересованность в процессе обучения, понимая, когда начинать и как структурировать свою деятельность по самообучению.

zapros

Используя такой комплекс мер, как управляемое самообучение, анализ данных об ученике и результаты системы вопрос-ответ, можно реализовать действия учителя по запросу в форме:

  • Демонстрации примеров
  • Группового проекта
  • Исследовательской деятельности
  • Практических (лабораторных) работ, особенно на уроках естествознания
  • Уникальных упражнений, адаптированных для конкретных учеников

Какой бы вид деятельности учитель не использовал, он должен позволить ученикам при предварительном обзоре темы разработать собственные стратегии для решения поставленных вопросов и проблем. Учитель может предложить варианты таких стратегий.

стратегии обучения на основе запросов

Существуют различные виды обучения на основе запросов с разной степенью структурирования и учёта возрастных особенностей учащихся:

Подтверждение запроса. Вы задаёте ученикам вопрос. Ученики должны не только записать ответ , но и описать способ достижения этого ответа. Цель состоит в том, чтобы привить навыки исследования и критического мышления, когда ученики сами проверяют,  как работает конкретный способ.

Структурированный запрос. Вы задаёте ученикам открытый вопрос, где требуется произвольное описание ответа и ученики должны также описать способ его достижения. Они должны привести убедительные аргументы для обоснования своих выводов.

Управляемый запрос. Вы задаёте ученикам открытый вопрос. Они обсуждают его в группах и совместно разрабатывают способ достижения своего ответа.

Открытый запрос. Вы задаёте ученикам время на размышление и свою поддержку. Они самостоятельно изучают учебный материал, формулируют вопросы как к его содержанию, так и по непонятным для них проблемам. Предлагают вопросы для совместного обсуждения.

zapros3

Независимо от выбранной стратегии, обучение на основе запроса направлено на развитие у учеников способностей анализировать, синтезировать и оценивать информацию, то есть на высокие уровни познавательной деятельности в соответствии с таксономией Блума.

преимущество обучения по запросу

Помимо формирования поисково-исследовательских навыков, помогающих ученикам достичь высоких уровней познавательной деятельности, обучение на основе запросов может принести и другие преимущества ученикам и учителям.

1. Усиление Содержания Учебной Программы

В то время как некоторые специалисты рассматривают обучение на основе запросов как отход от учебной программы, вы можете использовать этот способ для укрепления соответствующего содержания и улучшения понимания учениками её основных концепций.

Первоначальное любопытство способствует лучшему запоминанию. Когда какое-то положение в программе вызывает любопытство ученика, то повышается его мыслительная активность, что в дальнейшем способствует более глубокому запоминанию.

zapros4

Когда ученики проявляют больше любопытства, чем обычно, в отношении конкретной темы, насытьте её бóльшим содержанием, используя свои вопросы и задания, чтобы запустить реализацию запроса в ближайшие дни.

При этом учитель использует различные способы эффективного запоминания важной учебной информации.

2. интеллектуальная разминка для дальнейшего обучения

Запуск краткого запроса позволяет активизировать класс, чтобы помочь ученикам поглощать учебную информацию в течение всего учебного времени. Главная цель учителя — разжечь первоначальное любопытство. Оно готовит мозг ученика к дальнейшему глубокому изучению на основе понимания, поиска причинно-следственных связей, сложных мыслительных операций анализа и синтеза.

Простой способ пробудить любопытство —  начать изучение в качестве сюрприза. В связи с той темой, которую учащиеся нашли особенно интересной, начните урок с воспроизведения видео или знакомства с первичным исходным документом. Затем задайте ученикам открытый вопрос, чтобы они могли ответить индивидуально или в группе.

Это поможет начать занятие с пробуждения любопытства, стимулирования дальнейшей познавательной деятельности

3. более глубокое понимание содержания

Углубляясь в изучение посредством исследования, учащиеся должны видеть в содержании нечто большее, чем простое правило, идею или формулу.

Многие из них поймут:

  • Как развивалась эта идея
  • Почему это правило или формула работают в течение длительного времени
  • Когда они могут правильно применить на практике это правило, идею или формулу

Это происходит потому, что процесс постановки открытых вопросов, решения их с помощью собственных стратегий, даёт ученикам возможность взять на себя ответственность за своё обучение . 

Они должны быть в состоянии показать понимание концепции с помощью своих собственных методов и стилей мышления. Тот же принцип применим и к обучению на основе исследований, которое ставит учеников в центр учебного опыта.

В противном случае ученики не смогут описать процесс и пребывать в нём. И по большому счёту вообще не смогут понять. Ложный путь может привести их к неправильным выводам. И это тоже неплохо. Главное, чтобы учитель вовремя отреагировал на «ложные блуждания» одного или группы учеников.

4. запрос делает Обучение более Полезным

Запрос может помочь ученикам изнутри увидеть преимущества обучения. Давно известно, что многие дети учатся в целях заработать родительское или учительское одобрение, боятся их негативной оценки. В результате они не могут понять истинную ценность обучения.

Обучение, основанное на запросе и самообучении, прививает другой образ мышления.

Обучение по запросу показывает ученикам, как выполняется акт открытия, озарения и что осмысление новой стратегии или оригинального собственного вывода является наградой. Благодаря этому ученики интеллектуально растут, чтобы наслаждаться самим процессом обучения, а не родительским или учительским одобрением.

И лучшей признательностью за обучение может послужить не ожидание учительской или родительской оценки, а новые запросы учащихся.

5. инициатива и самоуправление

Многие познавательные навыки связаны с инициативой и самостоятельностью.

Это становится очевидным при рассмотрении этапов познавательной деятельности. Дети  учатся задавать вопросы, исследовать, обсуждать, сотрудничать, взаимодействовать и делать собственные выводы.

Самостоятельное познавательная деятельность способствует более гармоничному развитию коммуникативных и исследовательских навыков, которые в других случаях навязываются сверху.

Такие приобретённые навыки не только окажутся полезными, когда ученики перейдут в старшие классы, но и хорошо пригодятся в дальнейшем за пределами школы.

6. обучение по запросу Работает в любом классе

Даже независимо от класса и специфики учебного предмета.

Что вы можете сделать?

1. Адаптировать темп и содержание для удовлетворения потребностей учащихся

2. Помочь ученикам, которые изо всех сил мучительно пытаются понять содержание через традиционные уроки

3. Создать упражнения и задания, которые значительно отличаются от традиционных, используя различные способы развития исследовательских навыков учащихся.

4. Использовать первичный запрос в качестве интеллектуальной разминки, обзора, полного урока или автономного проекта

5. Усилить и расширить любой направление обучения по запросу, пока ученики проявляют к нему интерес

Таким образом, учитель проявит гибкость, чтобы обеспечить начальный этап обучения по запросу в любом классе и используя этот подход в следующие годы.

7. дифференцированный подход

Запуск учебной деятельности на основе запроса даст возможность использовать дифференцированные стратегии обучения, апеллируя к различным стилям обучения учеников.

Учащиеся могут работать самостоятельно, либо в составе небольшой или большой группы. Само исследование обычно включает в себя такие методы, как обсуждение или управляемое исследование. Вы также можете предоставлять контент в виде текста, аудио, видео, виртуальных или лабораторных опытов.

Предоставляя учащимся широкий спектр контента и способов его обработки, учебная деятельность по запросу может позволить вам удовлетворить различные потребности и предпочтения учащихся в обучении.

как начать обучение по запросу?

Как и в любом другом способе обучения, существуют различные подходы, которые помогут успешно запустить данную методику. Эти стратегии позволят учителю и его ученикам в полной мере воспользоваться преимуществами обучения по запросу.

1. учитывать основные принципы обучения по запросу

Чтобы запустить обучение по запросу, есть общие принципы, которым учитель должен следовать:

  • Учащиеся находятся в центре образовательного процесса. Наряду с предоставляемыми ресурсами и технологиями, учитель делает всё необходимое для поддержки учеников.
  • Сама образовательная деятельность должна быть сосредоточена на развитии способностей учащихся в обработке информации и критического мышления.
  • Учитель должен следить за тем, как ученики развивают эти навыки, как они выстраивают концептуальное понимание рассматриваемой темы.

Кроме того, облегчая внедрение обучения по запросу, постарайтесь узнать больше о способностях ваших учеников к обучению  в целом и конкретно к обучению на основе запросов.

Соблюдение этих принципов должно помочь учителю и ученикам сосредоточиться на общих целях обучения на основе запросов.

2. Продемонстрируйте, как участвовать

Поскольку ученикам может быть незнакомо обучение по запросу, рассмотрите возможность демонстрации того, как они смогут участвовать в данной форме  познавательной деятельности.

В частности, они должны научиться::

  • Вносить свои идеи
  • Развивать эти идеи
  • Сформулировать свои запросы и организовать конструктивный запрос всех участников группы

Изучите, насколько это возможно, идеи учащихся и их гипотезы.

Учитель может запустить макет-упражнение для класса, чтобы организовать обсуждение  в группе, умело сопровождать их познавательный поиск, чтобы показать  ученикам из первых рук, какой алгоритм выбрать и как выполнить каждый из шагов на пути к познанию.

Например, после представления открытого вопроса, приняв участие в обсуждении, «внести свой вклад» в мозговой штурм. Направить, но ни в коем случае не подсказывать. Участие учителя в дальнейшем будет служить примером представления и развития своих идей.

Демонстрация того, как участвовать в организации запроса, должна подготовить учащихся к участию в будущих дискуссиях, обсуждении и формулировании своих вопросов.

3. Удивите учащихся

Чтобы разжечь любопытство и желание учащихся узнать больше и глубже, запустите процесс по неизвестному и неожиданному запросу.

Без предварительной подготовки продемонстрируйте учащимся:

  • привлекательное и познавательное учебное видео
  • представьте теоретические выводы и связанные с этой темой упражнения и задачи
  • продемонстрируйте  первоисточники и даже научные статьи

Содержательный фрагмент должен относиться к теме, которая интересует учащихся, вовлекая и погружая их в представленную проблему. После того, как они изучили содержимое, разделите их на небольшие группы и предложите им ответить на открытый вопрос.

Например, вы можете попросить учащихся определить применимость изучаемой математической формулы или теоремы.

Первичное любопытство учащихся должно подкрепиться их выводами, демонстрации использования изученного на практике.

4. обучайте по запросу, когда традиционные методы не работают

Структурированная или управляемая поисковая и исследовательская деятельность может использоваться в темах, которые ученикам даются непросто, когда их попытки понять содержание , позволяет им обрабатывать его по-разному.

Работая над познавательной задачей, ученики должны быть в состоянии выбрать собственные методы для анализа информации, которая обычно может быть слишком сложной изучения. В результате они, скорее всего, придут к собственным выводам, имеющим  для них обоснованный смысл.

Затем учитель может обсудить эти выводы и восполнить пробелы в знаниях, чтобы убедиться, что все ученики однозначно понимают познавательную задачу и находятся на правильном пути.

Кроме того, мониторинг учащихся на протяжении всей познавательной деятельности может повлиять на стиль обучения самого учителя. Промежуточные итоги могут послужить информацией к размышлению, как организовать другие сложные уроки. 

5. следите, когда запрос не будет работать

Обучение по запросу даёт определённое преимущество, но учитель должен понимать, какие уроки не требуют запроса.

К примеру, вы изучаете тему, где нет сложных теоретических выводов, а больше вопросов репродуктивного характера: описание событий, фактов, количественные данные и т.д.

В данном случае обучение по запросу приведёт к лишней трате времени, лишив нас той части познавательной деятельности, которая потребует анализа и исследования.

Таким образом, в данном случае простого объяснения будет достаточно.

6. Не ждите идеальных вопросов от учащихся

Ученик может задать вопрос, который может стимулировать любопытство одноклассников, сигнализируя учителю об уровне своих знаний или готовности к  поисковой деятельности. Но такое случается крайне редко. И  часто учителю не стоит этого ждать.

Безусловно, учитель может организовать поисковую деятельность учащихся, когда  чувствует, что это уместно. Но так или иначе он должен использовать имеющийся  предварительный запрос, который:

  • Отражает основную концепцию учебной программы
  • Сформулированный учениками прошлых лет или других параллельных классов
  • Отражает интересы учеников, продекларированных в предыдущих уроках и дискуссиях

 

7. общеклассная рефлексия

Отведение времени на общеклассную рефлексию позволяет ученикам обсудить проблемы, сделать предварительные открытия, заполняя пробелы в знаниях и формулируя новые для себя выводы.

Это подготовит учащихся к будущим урокам и последующей самостоятельной познавательной деятельности. Они узнают множество идей, которые им следует рассмотреть в ходе изучения конкретной темы. Узнают о способах поиска, которые следует попробовать в ходе самостоятельного изучения.

 

выводы

Вооружившись глубоким пониманием обучения по запросу и стратегий, необходимых для запуска самостоятельной познавательной деятельности, учитель должен показать ученикам ощутимые преимущества такого способа обучения.

Такое самостоятельное погружение в содержание содействует более глубокому пониманию главных идей и концепций учебной программы и развитию познавательных навыков.

И что не менее важно, приобретённые таким образом знания имеют гораздо более высокую ценность, нежели в условиях традиционного обучения.

Читайте ещё в Дидакторе:

Стратегии быстрого реагирования на возникающие проблемы в обучении

Сущность задачного подхода в обучении

 

Один комментарий к “Как организовать личностно-заинтересованное обучение или обучение по запросу

  1. Гончарова Анна Анатольевна говорит:

    «…не симпатизируют соответствующим образовательным системам Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова» — это мягко сказано! Работала по обеим программам, — они чудесные! Очень жаль было через 20 лет переходить на другие учебники:))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.