Уже ряд лет понятие «мультимедийный урок» широко используется учёными-педагогами, методистами и практиками. В абсолютном большинстве случаев учебные занятия с мультимедийным сопровождением представлены с помощью офисного приложения PowerPoint или некоторыми другими программами презентаций.
Однако неразумное использование легко доступных приложений чревато большими издержками и наличием значительного процента педагогического брака.
Иногда сам учитель становится виновником становления у учащихся слайдового мышления.
Представление учебного материала от слайда к слайду приводит к тому, что ученик воспринимает изучаемую тему не целостно, а как последовательность не связанных между собой фактов и событий.
После таких уроков ученик способен воспроизвести увиденное и услышанное, но не готов к более сложным мыслительным действиям: анализу, исследованию, самостоятельным выводам.
Дело не в самих программах, а в том, что разработчики подобных мультимедийных уроков становятся заложниками данных приложений.
Анализ мультимедийных уроков показывает, что ряд учителей не видит разницу между слайдом и учебным эпизодом.
Целостности восприятия учебной информации можно добиться, благодаря соблюдению принципов конструирования диосцены мультимедийного урока.
Здесь и сейчас, а не на другом слайде, должна формироваться новая мысль. Ученик следит, как на его глазах появляется открытие, сам участвует в мыслительном процессе. Это может происходит лишь при наличии диосцены учебного эпизода и урока в целом.
Напомню, что
Диосцена — это зрительная сцена на двухмерной поверхности, предназначенная для зрительного восприятия и информации человеком и целиком лежащая в поле зрения.
В Дидакторе был представлен ряд практических примеров создания диосцены:
и др.
Впрочем, и без этих приёмов можно создать диосцену.
Главное — избавиться от мелькания слайдов.
Это возможно даже при линейном построении мультимедийного урока, достаточно лишь убрать ненужные эффекты анимации и смены слайдов.
К примеру, если в верхней части экрана оставить заголовок (тему урока, учебную задачу). Причём надпись должна находиться в одном и том же месте, без каких-либо анимаций.
Или наглядный объект, который на всех слайдах не изменяется.
Рассмотрим два примера:
Вот изначальный вариант урока:
Не будем обсуждать остальные составляющие урока, достоинства, недостатки. Остановимся на нашей проблеме.
Тема урока общая: Бактерии. Однако цельности восприятия нет.
Другой вариант (отрывок):
Хотя слайды остаются, есть ощущение общей диосцены, благодаря неизменному заголовку.
Таким образом, дело не в технологических решениях, а в наших головах, в методической составляющей, которая вдруг исчезает, когда речь идёт о мультимедийных уроках.