Интервальное обучение: как учиться меньше, а знать больше

В российском обществе постоянно будируется вопрос о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), о той системе натаскивания, которая, сопровождает весь учебный процесс и безусловно, вредит ему. В таких условиях вместо глубокого понимания и присвоения научных знаний ученики вынуждены заучивать готовые шаблоны ответов и алгоритмы решения задач. Это приводит к тому, что выпускники, даже успешно сдавшие экзамен, не способны в дальнейшем применить полученные знания в реальной жизни.

Полностью искажается учебный процесс. Учителя уже давно забыли о технологиях развивающего обучения, критического мышления и других эффективных и располагающих к педагогическому творчеству методах. Педагоги вынуждены подстраивать программу под формат экзамена, уделяя основное внимание натаскиванию на тестовые задания.

Дидактор уже давно подчёркивал, что по сути ЕГЭ, как форма проверки знаний нужна, но ни в коем случае не должна вмешиваться в учебный процесс.

Никаких промежуточных экзаменов и контрольных работ в формате ЕГЭ! Никакого тотального давления на школу со стороны образовательных чиновников!

Безусловно, каждый учитель хочет глубоких, прочных знаний учащихся. Его не будут пугать итоговые экзаменационные работы в форме ЕГЭ, если он уверен в своих подопечных. Но это только в том случае, если он свободен в выборе методов и форм обучения. И подбирает такие, которые наиболее подходят его индивидуальности и возможностям учащихся, специфике учебного предмета.

Одной из таких рамочных технологий, обеспечивающих эффективность обучения является интервальное обучение.

Основная идея интервального обучения заключается в том, что повторение материала через увеличивающиеся интервалы времени позволяет эффективнее закреплять знания. В отличие от зубрёжки, когда информация повторяется многократно за короткий срок, интервальное обучение предполагает более редкие, но своевременные повторения.

Интервальная тренировка — это полная противоположность зубрёжке. Когда вы зубрите, вы учитесь в течение длительного и интенсивного периода времени незадолго до экзамена. Когда вы распределяете обучение во времени, вы тратите столько же времени на учёбу, но распределяете его на гораздо более длительный период. Если вы будете учиться таким образом, то за то же количество времени вы усвоите больше материала. Например, пять часов, распределённых на две недели, лучше, чем те же пять часов непосредственно перед экзаменом.

Но интервальное обучение требует предварительного планирования. Если вы садитесь за учебное планирование, то обязательно включите в план интервальную практику.

Как вы должны распределять свое обучение?

Каждый день выделяйте немного времени не только на изучение нового учебного материала, но и на повторение пройденного, даже если до экзаменов ещё несколько месяцев. Это должно стать банальной постоянностью, к которой привыкнут ученики, если будете настойчивы.

Просмотрите учебную информацию по каждому занятию, но не сразу после него. Выделите немного времени на следующий день после каждого занятия. Подумайте над вопросами учащимся, которые должны обязательно увязывать пройденный учебный материал с недавно изученным.

Что вы должны делать во время этих коротких учебных занятий?

Важно, чтобы вы не просто садились и перечитывали свои записи. Вместо этого вам следует использовать эффективные стратегии обучения, такие как повторение или развёртывание знаний из предыдущих тем в подробную систематизированную информацию.

Используйте такие кратковременные, но весьма полезные приёмы педагогической техники для оперативной проверки знаний, как

лист контроля,

интеллектуальный ринг,

интеллектуальная разминка

и ряд других.

Современные информационно-образовательные технологии могут помочь нам в создании увлекательных и эффективных дидактических игр и упражнений, где в учащиеся могут в привлекательно форме восстановить знания, привести в соответствие, сравнить, восстановить последовательность фактов, событий, явлений.

После того как вы изучите информацию из последнего занятия, обязательно вернитесь и изучите важную информацию из предыдущих занятий, чтобы освежить её в памяти.

Проводите промежуточные самостоятельные и контрольные работы по пройденным темам с обязательным учётом предыдущих тем. Дайте задания на сравнение, обобщение, анализ.

Для систематизации результатов интервального повторения используйте такой приём педагогической техники как Рейтинг-лист.

Это может показаться сложным, и ученики, без сомнения, могут забывать какую-то информацию изо дня в день, но на самом деле это хорошо! Но для того и необходимы приёмы интервального повторения, чтобы ученики могли восстановить свои знания в новых условиях.

Делайте небольшие перерывы (например, на несколько дней) между занятиями и занимайтесь понемногу, чтобы результат был заметен!

«Но, но … Зубрежка работает!» — так уверенно утверждают многие ученики, их родители и даже учителя.

Если вы читаете это и настроены скептически, потому что в прошлом вам отлично помогало заучивание, то задумайтесь над следующим. Заучивание действительно может делать именно то, что предполагает вбивать информацию в головы учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ. Однако с этим связаны как минимум три серьёзные проблемы.

Во-первых, зубрёжка на самом деле занимает больше времени. Долговременное натаскивание сказывается на темпе и качестве усвоения знаний. Вам придётся потратить больше времени во время занятия по зубрёжке, чтобы достичь того же уровня знаний, что и распределённая по времени интервальная практика.

Во-вторых, как только ученики усвоят эту информацию, они тут же её забудет. Возможно, они хорошо справятся с тестом, но дайте им тот же тест через месяц-два и вы увидите плачевные результаты. Все ваши усилия по зазубриванию будут напрасными. Если бы вы распределяли время на изучение, то после теста ученики забыли бы гораздо меньше. Независимо от того, что вы изучаете — естественные науки, математику, иностранный язык, — будущее обучение будет зависеть от предыдущего. Всё зазубренное быстро забывается, и учащиеся вынуждены потом заново учить пройденное вместе с новой, более сложной информацией! Это также относится к будущим занятиям, на которых может быть полезно сохранить знания, полученные на предыдущем занятии.

Ещё одна причина, по которой зубрёжка — плохая идея, заключается в том, что она неизбежно заменяет сон, который очень важен для обучения, а также для вашего психического и физического здоровья в целом. Поэтому решите сегодня сформировать здоровую привычку и планируйте своё обучение с перерывами!

Нет сомнения, что применяемая практика подготовки к ЕГЭ вызывает у детей стресс и психологическое давление. Подготовка к ЕГЭ превращается в изнурительную гонку, где ученики вынуждены заниматься практически без перерыва, жертвуя здоровьем и социальной жизнью.

ЕГЭ привело к преступной бюрократизация образовательного процесса. Школы вынуждены тратить огромное количество времени и ресурсов на подготовку к экзамену, что отвлекает от основной задачи – обучения детей.

Не секрет, что система ЕГЭ искажает действительную систему оценивания. Искусственная шкала баллов далеко не всегда отражает реальный уровень знаний ученика и может существенно различаться от года к году.

Не зря многие вузы не доверяют результатам ЕГЭ и пытаются проводить свою проверку истинных знаний абитуриентов, а в ряде случаев вынуждены тратить определённое время на переобучение абитуриентов, так как система ЕГЭ не обеспечивает достаточного уровня подготовки по профильным предметам.

Уверен, что интервальное обучение может решить ряд указанных проблем. Как рамочная образовательная технология, она обеспечивает такой подход к организации обучения, который задаёт общую структуру (рамку) для образовательного процесса, но оставляет гибкость в выборе методов, инструментов и содержания. А основная её идея заключается в том, чтобы создать универсальную основу, которую можно адаптировать под конкретные задачи глубокого усвоения знаний учащимися.

Один комментарий к “Интервальное обучение: как учиться меньше, а знать больше

  1. Олег Валентинович говорит:

    «Соревнование по бегу в мешках выигрывает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешке»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.