В чём полезность анимированных головоломок?

Архыз_cleanup

Приветствую читателей Дидактора из небольшого посёлка Архыз, куда мы отправились небольшой семейной группой спасаться от изнурительной кубанской жары.  Конечно, это уже не то маленькое и тихое поселение буквально десятилетней давности, расположенное на дне большой котловины, на речной террасе на высоте 1450—1500 м над уровнем моря. Теперь оно кишит любителями горных восхождений, рафтингов, горных лыж и сноубордов.

Конечно, и здесь нашлась возможность порадовать читателей  новой публикацией. А если быть точным, то обновлённой статьёй, которая впервые появилась ещё в 2010 году.  Уверен: несмотря на время её актуальность не устарела. Тем более я постараюсь максимально визуализировать заложенные в ней дидактические идеи.

Хочется продолжить разговор о дидактических возможностях анимированных головоломок. Совсем недавно вы узнали, как подготовить анимированные файнворды и филворды. Но кроме них учитель использует в своей практике весь арсенал активизации мыслительной деятельности учащихся. Интеллектуальные игры, кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы и др.  как известно, занимают одно из важнейших мест.

Многие учителя осваивают  технику составления анимированных кроссвордов, а также, надеюсь после упомянутой публикации, файнвордов и филвордов. Но, к сожалению, другие головоломки, как правило, представляются без динамики, как правило, на распечатанных листах.

Это, конечно, снижает эффективность их использования. Анимированные головоломки помогают усилить обучающий эффект.

Анимация головоломки может обеспечить интерактивность, а также пошаговое решение учебной задачи.

К примеру, данная геометрическая головоломка демонстрировалась в Интернете статически.

голов

Такие задачи способствуют развитию пространственного мышления учащихся. Но далеко не всегда дети понимают смысл задания. И демонстрация двух картинок, где  элементы прямоугольника переставлены местами для них не совсем понятна.

Но эффективность возрастает, когда на глазах детей геометрические фигуры передвигаются, и наглядно возникает та проблемная ситуация, к которой стремится учитель.

 

Большой экран, интерактивная доска могут помочь включить в процесс решения головоломки большее количество участников, обеспечить обратную связь.

И это под силу учителю при должном технологическом вооружении, то есть знании простейших эффектов анимации в программах презентации.

Если тот или иной вид головоломки используется учителем многократно, и детям уже знакомы условия её решения, то возникает возможность усложнить задания, используя в том числе и анимацию.

Ребус

Однако часто бывает, что ученик не совсем представляет, что ему необходимо сделать для решения головоломки. К примеру, нередко ребёнок понимает суть ребуса: как кодировать то или иное слово, как раскодировать его. По крайне мере. на первых этапах весьма полезно показать в динамике, что означают запятые сзади и спереди, почему буква находится в букве или перевёрнута и многое другое.

В данном примере показано как разгадывается известная русская поговорка.

 

В самой презентации последовательность разгадки достигается прощёлкиваниями. То есть имеется возможность для комментария по каждому элементу, обратить внимание, как появляется разгадка.

 

шарада

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов.

 

Анаграмма

Анаграмма — это слово или фраза, образованные путём перестановки букв другого слова или фразы, обычно используя все исходные буквы ровно один раз.

 

Логогриф

Логогрифами называются слова разной длины — такие, что все буквы короткого слова имеются и в длинном, причём в той же самой последовательности.

 

Метаграмма

Метаграмма — это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки.

 

Головоломки помогают ученикам мыслить нестандартно, развивать интуицию, анализировать и конструировать собственные алгоритмы познавательного поиска.

И очень важно им в этом помочь. Ну а высший пилотаж, когда они сами начнут составлять головоломки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.