В который раз ловлю себя на мысли о том, что надо чаще возвращаться к старым записям. По прошествии ряда лет многие из заявленных идей до сих пор остаются актуальными, но требуют несколько другого представления. Так получилось и с материалом о головоломках со словами файнвордах и филвордах. Кстати, до сих пор нет единого представления об этих двух типах головоломок.
Очень часто встречается суждение, что оба типа (спрятанные слова в тексте и спрятанные слова в череде букв) называются файнвордами. Однако, если быть точными, это два отличающихся друг от друга типа головоломок, имеющих разные названия.
Файнворд определяется как словесная игра, цель которой найти спрятавшееся слово Слово может быть спрятано в середине другого слова, или на стыке двух слов. А может, следует просто изменить ударение — и слово получит другое значение.
Очень часто встречается понятие венгерский кроссворд. И его довольно часто ассоциировали именно с файнвордом. Однако это другой тип головоломки.
Филворд (венгерский кроссворд) — на самом деле своеобразный кроссворд, в котором нужно найти слова среди написанных букв. В отличие от обычных кроссвордов, в которых нужно записать разгаданное слово по его определению по горизонтали и по вертикали, филворд представляет собой поле из клеток, в которые уже вписаны буквы. Слова в филворде могут размещаться в любом направлении, но нигде не пересекаться, а также не могут располагаться по диагонали.
Между тем, независимо от некоторой путаницы с тезаурусом, обе эти интеллектуальныее головоломки, связанные с поиском слов, занимают особое место в творчестве учителя, который находит в них дидактический эффект.
Чаще всего эти игры выполняются учителем на бумаге. Использование цифровых технологий придаёт им совершенно новый уровень. Мы обеспечить динамику такого дидактического упражнения, использовать различные формы её представления: на уроке в классе на большом экране или интерактивной доске. Или в качестве разосланной ученикам или размещённой в блоге/сайте анимированной головоломки.
Предлагаю несколько вариантов выполнения анимированного файнворда, то есть спрятанных в тексте слов. Это могут быть фамилии, термины, названия. В первом случае мы готовим шаблон из двух элементов: слова и невидимого триггера. Такой вариант легко выполним. И здесь легко подготовить шаблон и работать с ним.
В начальной школе, возможно ученикам будет сначала трудно найти слова. Если вы видите, что возникают проблемы, откройте эти слова. Как в данном примере.
Шаблон такого варианта можете загрузить здесь. Правда, не забывайте о некоторых нюансах.
Не удаляйте слово триггер, выделив его левой кнопкой мыши. В таком случае будет удалён сам элемент. Просто войдите в слово и, увидев моргающий курсор, удалите слово «триггер» с помощь кнопки Backspace.
Как показано в данном видеоролике.
Нажав на кнопку «Показать слова», дети знакомятся, какие слова спрятаны, и затем ищут их в тексте.
Правда, очень важно учесть и другие тонкости. Лучше воспользоваться разреженным интервалом между буквами в тексте. Это поможет избежать закрытия лишних букв.
Вам достаточно копировать эти два элемента шаблона, написать свои слова и вставить их в нужное место.
Более тонкий, но более трудный вариант, когда мы вставляем слова не в прямоугольнике, а непосредственно поверх текста в нужном месте. Как в представленном наброске.
В чём возникают трудности? Во-первых, формат выделенных слов должен соответствовать словам в тексте. Только их цвет, конечно, должен быть другим. Во-вторых, мы должны чётко закрыть и подогнать наложенное сверху слово. В-третьих, вы не сможете воспользоваться шаблоном. Каждый раз вам нужно копировать слово, вставлять после его подгонки в нужное место и создавать новый триггер.
Зато очень легко подготовить шаблон для Филворда. Посмотрите мой набросок.
Шаблон Филворда можете загрузить здесь. Воспользоваться им довольно легко. Каждая из букв «А» является триггером. Очень важно подвести итоги в такой игре. Каждое спрятанное слово после разгадки необходимо выделить своим цветом.
Каждый из триггеров после нажатия настроен на разный цвет. Вставляете в необходимое место букву. Следующую букву того же слова получаем за счет копирования «заготовок». Остальные буквы, не задействованные в спрятанных словах, просто помещаем в таблицу.