Учитесь задавать вопросы. Тактика поведения учителя

vopros5

«Мусор на входе — мусор на выходе» — эта истина весьма популярна среди разработчиков компьютерных систем: если вы вводите неправильные исходные данные, то получите неправильные результаты на выходе.

Тот же самый принцип применим и к педагогическому общению: если вы зададите неверные, некорректные вопросы, определите неудачные учебные задачи, скорее всего, получите необъективные результаты, неверные ответы или, по крайней мере, не совсем то, на что надеялись.

Учителя всегда в поиске путей оригинальной постановки учебных задач, формулирования удачных вопросов, адекватных педагогических ситуаций, влияющих на качество образовательного процесса.  Природное любопытство и соответствующие познавательные вопросы — это то, что помогает поддерживать интерес к обучению и мотивацию учащихся.

Умение задавать вопросы важно по многим практическим причинам:

Мы задаём вопросы, чтобы собрать объективную информацию об уровне обученности учеников, и это помогает нам выстраивать дальнейшие образовательные траектории.

Вопросы — наши верные помощники в педагогическом общении и понимании своих учеников. Чем они дышат, насколько они погрузились в созданное нами образовательное пространство.

Данная публикация является продолжением разговора, начатого в Дидакторе статьёй Как учителю правильно задавать вопросы?

Постановка правильных вопросов лежит в основе эффективного обучения. Используя их в конкретных педагогических ситуациях, вы можете повлиять на формирование и развитие всех учебных компетенций учащихся.

Открытые и закрытые вопросы

vopros6

Закрытый вопрос обычно формулируется так, чтобы получить короткий и однозначный ответ.

Например: 

Назови столицу Франции

Сколько месяцев в нашем календаре?

Когда произошёл первый пилотируемый запуск человека в космос? 

Открытые вопросы предполагают более длинные ответы. Они обычно начинаются со слов «как», «почему», «что произошло». Открытый вопрос имеет целью выявить процессуальные знания учащегося, его мнение или его отношение к чему-либо.

«Скажи мне»,  «Опиши…» также можно назвать открытыми вопросами. Вот несколько примеров:

  • Что же произошло 1 сентября 1939 г.?
  • Почему главный герой так отреагировал?
  • Опиши процесс диссимиляции…
  • Расскажи мне, что случилось дальше.
  • Опишите обстоятельства данного процесса более подробно.

Открытые вопросы хороши для:

V — Развития проблемной дискуссии, организации мозгового штурма.

V — Получения более подробной информации и соответственно знаний учащихся о каком-то явлении, процессе.

V — Выяснения мнения учащихся о обозначенной проблеме: «А что ты думаешь об аргументах своего товарища?»

Закрытые вопросы хороши для:

V —  Проверки уровня обученности учащихся.

V —  Завершения мозгового штурма или дискуссии и принятия решения: «Теперь мы знаем факты, согласны ли вы, что это правильное решение проблемы?»

V —  Установка определённых рамок: «Итак, вы согласны с данным утверждением? Аргументируйте»

Неуместный закрытый вопрос, с другой стороны, может убить обсуждение и привести к неловкому молчанию, поэтому лучше всего заранее продумать свою стратегию закрытых и открытых вопросов.

Воронка Вопросов

vopros7

Этот метод включает в себя начало с общих вопросов, а затем переход к более конкретной точке в каждом из них. Как правило, это будет включать в себя запрос всё бóльших и бóльших деталей на каждом уровне. Вспомните игру Угадай словоА. ГинаДа-нетка, у С. ШмаковаУгадай, кого задумали).

Однако в данном случае  не ученики, а учитель задаёт вопросы ученикам от общих к более частным. Воронка вопросов может стать конкретной реализацией сократовского метода.

vopros1

Воронка вопросов хороша для:

  • Получения более подробной информации от учащихся о каком-либо событии, факте, явлении
  • Получения мнений учащихся, их отношения к этому

Пример:

Учитель начинает с закрытых вопросов:

  • Что произошло 14 декабря 1825 года?
  • Чего добивались декабристы?
  • Чем известен П. Пестель?
  • и т.д.

А затем приступает к открытым вопросам:

  • Какие положения описаны в Русской Правде П. Пестеля?
  • Каким видел П. Пестель Россию в будущем?

зондирующие вопросы

vopros8

 

 

 

 

 

 

 

Задавать зондирующие вопросы — это еще один способ для получения более подробной информации. Зондирующими называются вопросы, которые пред­лагают ученику подробнее описать ситуацию (то есть дать больше  характеристик данному явлению, процессу). Они применяются для получения дополнительной информа­ции, но не должны быть наводящими, не должны содержать подсказки для ученика, и тем более требовать конкретного ответа.

Примеры:

  • Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом.
  • Что произошло дальше?
  • Расскажи, что ты думаешь о происшедшем?
  • А что ты думал до изучения этого вопроса?
  • Что ты сказал?
  • Уточни, пожалуйста, свой ответ
  • И что в результате мы получаем?

vopros2

Зондирующие вопросы хороши для:

  • Получения разъяснений, которые могут убедить вас, что ученики имеют полное представление об этой предметной теме.
  • «Вытянуть» информацию из тех учеников, которые по различным причинам избегают полного  ответа

наводящий вопрос

vopros9

Наводящие вопросы — это те, в которых явно присутствуют ответы. Они часто полезны для того, чтобы «вернуть» ученика к нужной информационной волне, построены так, что  ученик при ответе соглашается с утверждением, озвученным учителем.

Чаще всего следует задавать наводящие вопросы завуалированно. Возможно, у ученика возник какой-то временный провал, «ступор», и ваши вопросы «в лоб» могут даже задеть его, потому что ему знаком данный учебный материал.

Наводящие вопросы можно сформулировать несколькими способами:

1.Предположением «Как ты думаешь, мы можем получить результат с помощью такого действия?»

2. Добавив личное обращение к ученику с просьбой согласиться в конце «Игорь правильно ответил на этот вопрос, не так ли?»

Как видим, вопрос сформулирован таким образом, чтобы получить на него ответ ДА.

В данном случае наша естественная склонность отдавать предпочтение положительному ответу играет важную роль в формулировке вопросов. Ученик припоминает учебный материал. Поэтому мы не должны предлагать ученику альтернативу: выбирать между «да» или «нет».

3. Предоставляя ученикам выбор между двумя вариантами, оба из которых для вас приемлемы. Но ученик в данном случае покажет своё предпочтение.

Обратите внимание, что наводящие вопросы, как правило, закрыты.

Наводящие вопросы хороши для:

  • Получения желаемого ответа, но учитель оставляет ученику ощущение, что он сам выбирает ответ.
  • Завершения беседы с учеником, чтобы убедиться, что ученик показывает хорошие знания.

vopros4

Примеры наводящих вопросов:

  • Ты знаешь, что обычно такая задача решается именно так, и ты, наверное, согласишься…
  • А что, если предположить…
  • Ты, конечно, согласишься, что…
  • Ты, пожалуй не хочешь, чтобы
  • Если я правильно понимаю…
  • А ты уверен, что…

Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в свой состав слова:

  • конечно,
  • разве,
  • тоже,
  • ведь,
  • не правда ли.

Наводящие вопросы рекомендуется задавать только в случае крайней необходимости:

  • для подведения итогов разговора, когда вы уверены, что ученик даст утвердительный ответ;
  • если вы хотите вернуть устный ответ ученика в нужное русло ;
  • если перед вами неуверенный в себе ученик.

риторический вопрос

vopros10

Риторические вопросы — это вообще не вопросы, потому что они не ждут ответа. На самом деле это всего лишь утверждения, сформулированные в форме вопроса:

«Неужели вы считаете, что это высказывание А.С. Пушкина не актуально в наши дни?»

Учитель может использовать риторические вопросы, потому что они привлекательны для учеников. Они втягиваются в согласие («да, я согласен с этим, потому что…»).

Такой вопрос намного сильнее, чем просто ваше утверждение:

«Данное высказывание А.С. Пушкина актуально и в наши дни».  Получается, что вы уже всё решили за учеников. Их немой взгляд будет содержать равнодушный ответ: «Ну и что?»

vopros3Риторические вопросы хороши для:

  • Вовлечение учеников.
  • Предложить учащимся согласиться с вашей точкой зрения.

дополнительные советы:

Убедитесь, что вы даёте ученику достаточно времени для ответа. Его ответ обязательно должен включать в себя время на размышление. Не торопитесь огорошивать его новыми вопросами.

Умелое задавание вопросов должно сопровождаться нашим умением выслушать ученика, чтобы понять, насколько ученик погружён в тему, знает ответы, имеет свою позицию.

Язык жестов и тон голоса ученика также могут нам показать нам, насколько ученик уверен в своих ответах.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.