«Мусор на входе — мусор на выходе» — эта истина весьма популярна среди разработчиков компьютерных систем: если вы вводите неправильные исходные данные, то получите неправильные результаты на выходе.
Тот же самый принцип применим и к педагогическому общению: если вы зададите неверные, некорректные вопросы, определите неудачные учебные задачи, скорее всего, получите необъективные результаты, неверные ответы или, по крайней мере, не совсем то, на что надеялись.
Учителя всегда в поиске путей оригинальной постановки учебных задач, формулирования удачных вопросов, адекватных педагогических ситуаций, влияющих на качество образовательного процесса. Природное любопытство и соответствующие познавательные вопросы — это то, что помогает поддерживать интерес к обучению и мотивацию учащихся.
Умение задавать вопросы важно по многим практическим причинам:
Мы задаём вопросы, чтобы собрать объективную информацию об уровне обученности учеников, и это помогает нам выстраивать дальнейшие образовательные траектории.
Вопросы — наши верные помощники в педагогическом общении и понимании своих учеников. Чем они дышат, насколько они погрузились в созданное нами образовательное пространство.
Данная публикация является продолжением разговора, начатого в Дидакторе статьёй Как учителю правильно задавать вопросы?
Постановка правильных вопросов лежит в основе эффективного обучения. Используя их в конкретных педагогических ситуациях, вы можете повлиять на формирование и развитие всех учебных компетенций учащихся.
Открытые и закрытые вопросы
Закрытый вопрос обычно формулируется так, чтобы получить короткий и однозначный ответ.
Например:
Назови столицу Франции
Сколько месяцев в нашем календаре?
Когда произошёл первый пилотируемый запуск человека в космос?
Открытые вопросы предполагают более длинные ответы. Они обычно начинаются со слов «как», «почему», «что произошло». Открытый вопрос имеет целью выявить процессуальные знания учащегося, его мнение или его отношение к чему-либо.
«Скажи мне», «Опиши…» также можно назвать открытыми вопросами. Вот несколько примеров:
- Что же произошло 1 сентября 1939 г.?
- Почему главный герой так отреагировал?
- Опиши процесс диссимиляции…
- Расскажи мне, что случилось дальше.
- Опишите обстоятельства данного процесса более подробно.
Открытые вопросы хороши для:
V — Развития проблемной дискуссии, организации мозгового штурма.
V — Получения более подробной информации и соответственно знаний учащихся о каком-то явлении, процессе.
V — Выяснения мнения учащихся о обозначенной проблеме: «А что ты думаешь об аргументах своего товарища?»
Закрытые вопросы хороши для:
V — Проверки уровня обученности учащихся.
V — Завершения мозгового штурма или дискуссии и принятия решения: «Теперь мы знаем факты, согласны ли вы, что это правильное решение проблемы?»
V — Установка определённых рамок: «Итак, вы согласны с данным утверждением? Аргументируйте»
Неуместный закрытый вопрос, с другой стороны, может убить обсуждение и привести к неловкому молчанию, поэтому лучше всего заранее продумать свою стратегию закрытых и открытых вопросов.
Воронка Вопросов
Этот метод включает в себя начало с общих вопросов, а затем переход к более конкретной точке в каждом из них. Как правило, это будет включать в себя запрос всё бóльших и бóльших деталей на каждом уровне. Вспомните игру Угадай слово (у А. Гина — Да-нетка, у С. Шмакова — Угадай, кого задумали).
Однако в данном случае не ученики, а учитель задаёт вопросы ученикам от общих к более частным. Воронка вопросов может стать конкретной реализацией сократовского метода.
Воронка вопросов хороша для:
- Получения более подробной информации от учащихся о каком-либо событии, факте, явлении
- Получения мнений учащихся, их отношения к этому
Пример:
Учитель начинает с закрытых вопросов:
- Что произошло 14 декабря 1825 года?
- Чего добивались декабристы?
- Чем известен П. Пестель?
- и т.д.
А затем приступает к открытым вопросам:
- Какие положения описаны в Русской Правде П. Пестеля?
- Каким видел П. Пестель Россию в будущем?
зондирующие вопросы
Задавать зондирующие вопросы — это еще один способ для получения более подробной информации. Зондирующими называются вопросы, которые предлагают ученику подробнее описать ситуацию (то есть дать больше характеристик данному явлению, процессу). Они применяются для получения дополнительной информации, но не должны быть наводящими, не должны содержать подсказки для ученика, и тем более требовать конкретного ответа.
Примеры:
- Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом.
- Что произошло дальше?
- Расскажи, что ты думаешь о происшедшем?
- А что ты думал до изучения этого вопроса?
- Что ты сказал?
- Уточни, пожалуйста, свой ответ
- И что в результате мы получаем?
Зондирующие вопросы хороши для:
- Получения разъяснений, которые могут убедить вас, что ученики имеют полное представление об этой предметной теме.
- «Вытянуть» информацию из тех учеников, которые по различным причинам избегают полного ответа
наводящий вопрос
Наводящие вопросы — это те, в которых явно присутствуют ответы. Они часто полезны для того, чтобы «вернуть» ученика к нужной информационной волне, построены так, что ученик при ответе соглашается с утверждением, озвученным учителем.
Чаще всего следует задавать наводящие вопросы завуалированно. Возможно, у ученика возник какой-то временный провал, «ступор», и ваши вопросы «в лоб» могут даже задеть его, потому что ему знаком данный учебный материал.
Наводящие вопросы можно сформулировать несколькими способами:
1.Предположением – «Как ты думаешь, мы можем получить результат с помощью такого действия?»
2. Добавив личное обращение к ученику с просьбой согласиться в конце – «Игорь правильно ответил на этот вопрос, не так ли?»
Как видим, вопрос сформулирован таким образом, чтобы получить на него ответ ДА.
В данном случае наша естественная склонность отдавать предпочтение положительному ответу играет важную роль в формулировке вопросов. Ученик припоминает учебный материал. Поэтому мы не должны предлагать ученику альтернативу: выбирать между «да» или «нет».
3. Предоставляя ученикам выбор между двумя вариантами, оба из которых для вас приемлемы. Но ученик в данном случае покажет своё предпочтение.
Обратите внимание, что наводящие вопросы, как правило, закрыты.
Наводящие вопросы хороши для:
- Получения желаемого ответа, но учитель оставляет ученику ощущение, что он сам выбирает ответ.
- Завершения беседы с учеником, чтобы убедиться, что ученик показывает хорошие знания.
Примеры наводящих вопросов:
- Ты знаешь, что обычно такая задача решается именно так, и ты, наверное, согласишься…
- А что, если предположить…
- Ты, конечно, согласишься, что…
- Ты, пожалуй не хочешь, чтобы
- Если я правильно понимаю…
- А ты уверен, что…
Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в свой состав слова:
- конечно,
- разве,
- тоже,
- ведь,
- не правда ли.
Наводящие вопросы рекомендуется задавать только в случае крайней необходимости:
- для подведения итогов разговора, когда вы уверены, что ученик даст утвердительный ответ;
- если вы хотите вернуть устный ответ ученика в нужное русло ;
- если перед вами неуверенный в себе ученик.
риторический вопрос
Риторические вопросы — это вообще не вопросы, потому что они не ждут ответа. На самом деле это всего лишь утверждения, сформулированные в форме вопроса:
«Неужели вы считаете, что это высказывание А.С. Пушкина не актуально в наши дни?»
Учитель может использовать риторические вопросы, потому что они привлекательны для учеников. Они втягиваются в согласие («да, я согласен с этим, потому что…»).
Такой вопрос намного сильнее, чем просто ваше утверждение:
«Данное высказывание А.С. Пушкина актуально и в наши дни». Получается, что вы уже всё решили за учеников. Их немой взгляд будет содержать равнодушный ответ: «Ну и что?»
Риторические вопросы хороши для:
- Вовлечение учеников.
- Предложить учащимся согласиться с вашей точкой зрения.
дополнительные советы:
Убедитесь, что вы даёте ученику достаточно времени для ответа. Его ответ обязательно должен включать в себя время на размышление. Не торопитесь огорошивать его новыми вопросами.
Умелое задавание вопросов должно сопровождаться нашим умением выслушать ученика, чтобы понять, насколько ученик погружён в тему, знает ответы, имеет свою позицию.
Язык жестов и тон голоса ученика также могут нам показать нам, насколько ученик уверен в своих ответах.