Опубликовано

  • 10.03.2011
  • в 11:26 ДП
  • Георгий

Учитель-технократ или учитель-мастер?

0


Мар10

ClassroomTeaching

Инструменталистский подход в социальной сфере бытует уже давно. И слова «технология», «индустрия» все чаще встречаются в областях, весьма далеких от материального производства. «Индустрия шоу-бизнеса» (вспомним, к примеру, проект «Фабрика звезд» на федеральном телеканале ОРТ), «индустрия большого спорта», «киноиндустрия» и т.д. Гигантские финансовые вложения в эти сферы человеческой деятельности приносят вполне сопоставимые доходы.

Между тем, все чаще на страницах различных электронных и печатных изданий мы находим непривычное пока словосочетание «образовательная индустрия». Однако данный термин понимается в повседневной практике довольно однобоко, как некая материальная составляющая образования: школьная мебель, спортивный инвентарь, компьютеры и другие современные технические средства обучения.

Небывалое по своим масштабам финансирование системы образования, прежде всего, в его информатизацию, остро ставит вопрос об отдаче. С глубокой убежденностью можно утверждать, что эта отдача является весьма неадекватной при таком понимании образовательной политики.

Образовательная индустрия в современных условиях немыслима без системного, всестороннего учета всех составляющих, и прежде всего в разработке и внедрении целого комплекса образовательных и информационно-образовательных технологий, производстве качественно нового поколения образовательных ресурсов, обучающих программ, программно-методических комплексов.

«Бесполезно эксплуатировать идею любви к ученику и творческого подхода к деятельности, если педагог не располагает достаточным инструментарием для организации индивидуального и группового общения с детьми для установления необходимого психологического микроклимата, для разрешения конфликтов, для создания ситуации успеха» (Щуркова Н.Е. От педагогической «мистерии» к профессионализму, или Ода технологии//Народное образование, 1997, № 9. — С. 43)

Но и наличие таких средств не гарантирует эффективности образовательного процесса.

Уже долгие годы идёт дискуссия о роли учителя, работающего в режиме образовательной технологии. Скептики утверждают, что педагог превращается в обыкновенный «винтик», в заложника идей  той или иной образовательной системы. Этому способствуют и сами авторы, которые зачастую отводят учителю функции простого транслятора разработанного алгоритма учебных действий и операций. Любая инициатива учителя вызывает раздражение и обвинение в нарушении «технологического цикла» (А. Кушнир).

В таких условиях урок разбит на ряд технологических этапов, где каждому из них отводятся определенные операции, которые должны выполнить ученики и учителя.

Такой «технократический» подход к деятельности учителя в режиме технологии весьма распространён. Считается очевидным, что обучающие цели не оговариваются специально в каждом уроке, а подразумеваются, как только указано, что используется определенная технология (В.В. Гузеев).

Причина частых неудач при использовании тех или иных педагогических технологий заключается именно в том, что учитель не ощущает себя творцом на уроке, не осознает до конца глубинную сущность той технологии, которой он занимается.

uchitel

И хорошо, если педагог сам обратился к освоению данной инновации, а не по настоянию администрации школы. Тогда есть надежда, что в результате появятся замечательные уроки, когда учитель входит в класс, поставив перед собой реальные цели и видя перед собой пути их достижения.

И даже в таком случае нельзя говорить об однозначных гарантированных результатах образовательной деятельности.  Как в любой социальной технологии, вступает в силу «человеческий фактор».

Не может быть двух одинаковых уроков (даже в режиме одной и той же образовательной технологии) у двух разных учителей.

Помню, как увидел свою мультимедийную разработку на уроке, который вела молодая учительница. Знакомство с ней до урока меня опечалило. Девушка плохо знала содержание, путала факты. Но, несмотря на эти казусы, учительница добилась хороших результатов. Сработала технология. Она гарантировала хороший результат даже неопытному учителю.

Несколько месяцев спустя я видел тот же урок в исполнении опытного педагога. Буквально за каждым словом, каждым комментарием ученики чувствовали огромный багаж знаний, уверенность учителя. Это, конечно, не могло отразиться на результатах, которые были намного выше, чем в первом случае.

Эту разницу в результатах одной и той же образовательной технологии В.В. Гузеев определил как «зону   неопределенности».

Даже у одного и того же учителя не может быть одинаковых результатов в двух разных классах. В одном и том же классе результативность может зависеть от ряда мелочей: эмоционального фона, времени года, от того, каким урок стоит в расписании…

Мы восторгаемся виртуозной игрой прославленного пианиста и отказываемся слушать посредственное исполнение. Хотя и в том и другом случае звучит одно и то же произведение.

Виртуозы, импровизаторы, великолепные мастера могут быть не только в искусстве.

Фото

EDUkIT

и Город новостей (г. Новокузнецк)


Похожие статьи:

Оставьте ваш отзыв:
Учитель-технократ или учитель-мастер?

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.