Три источника и три составных части профессионализма учителя

TRI

Информационно-образовательные технологии всё чаще занимают одно из центральных мест в современной школе. Всё больше и больше учителей и учеников используют их практически ежедневно. Это опредёленно позитивный сдвиг, если мы всерьёз говорим о цифровизации образования.

Мы убедились в эффективности информационных технологий и испытали их на собственном опыте особенно во время пандемии. Они стали нашим спасителем, когда вдруг школы стали закрываться, и мы были вынуждены социально изолироваться. На помощь пришли средства и инструменты онлайн обучения: видеоконференции, онлайн доски, другие инструменты удалёнки. Тем не менее, педагогически обоснованное использование информационных технологий до сих пор остаётся весьма размытой целью. Хотя на всех уровнях декларируется необходимость и даже срочность цифровизации образования. Однако абсолютное большинство педагогов не желает использовать информационные технологии вслепую, ради современной моды. Здоровый консерватизм, присутствующий у ряда учителей вполне оправдан, так как примеры результативного использования информационных технологий до сих пор не приобрели массового распространения. Мы, действительно, хотим превратить информационно-образовательные технологии в мощную преобразующую силу, универсальный инструмент вдумчивого и эффективного обучения. Но как это сделать?

Наряду со стремительным и, порой, агрессивным внедрением информационных технологий преподаватели сталкиваются с серьёзными педагогическими проблемами относительно их эффективности в образовательном процессе и создании оптимального и тиражируемого учебного  опыта.

Каждый преподаватель, использующий технологию в своем обучении, вероятно, задумывался над следующими вопросами:

  • Всегда ли информационные технологии подходят для определённой учебной задачи?
  • Влияет ли это на качество обучения?
  • Как отвлекающие факторы, сопровождающие информационные технологии, влияют на обучение?

Сильные и слабые стороны информационно-образовательных технологий давно стали предметом многочисленных исследований. Научные выводы встречаются самые противоположные: от абсолютных восхвалений до огульной непримиримой критики.

Практико-ориентированный подход к информационным технологиям должен учитывать их сильные стороны и извлекать выгоду из очевидных преимуществ, которые они предлагают образованию. При этом ни в коем случае не нужно скрывать сведения о имеющихся недостатках. Необходимо учитывать эти недостатки и сводить к минимуму их влияние на обучение.

Но в современных условиях, на мой взгляд, крайне важным вопросом является системный подход в создании принципиально новой образовательной среды. Главная проблема состоит в интеграции трёх важнейших взаимосвязанных знаниевых компонентов, без которых не может быть высокого уровня профессионализма учителя.

ЭТО

  • глубокое знание предметного содержания
  • современные педагогические знания
  • информационно-технологические знания.

Предметное содержание

Это знания учителя, связанные с предметом или дисциплиной. Знания основных теорий, направлений, концепций, фактов, событий, последних достижений в данной научной отрасли. Учителю приходится крайне сложно в современных условиях пополнять свои научные знания в связи с тем, что наука в информационной обществе стремительно развивается. Казалось, незыблемые теории и концепции подвергаются сомнению и даже опровержению. Научный аппарат постоянно обновляется.

В условиях ежедневной рутинной рабочей перегрузки учитель далеко не всегда способен овладеть новыми научными знаниями, а тем более критически переосмыслить их. Отраслевые учреждения повышения квалификации, как правило, не оказывают должного внимание данной проблеме.

Педагогические знания учителя

Это одна из самых важных и вечно существующих проблем: КАК УЧИТЬ. Педагогические знания связаны с сопровождением ученического процесса познания, методами и педагогическими техниками, используемыми в преподавании и усвоении знаний. Эти методы включают педагогические технологии как стратегии преподавания,  дидактические приёмы, используемые в классе, краткосрочное и долгосрочное планирование учебного процесса, управление классом, выстраивание учителем стратегии оценивания локальных и конечных результатов обучения, способы проверки понимания и применения учениками полученных знаний и многое другое.

Педагогические знания так же обновляются. Многие методики, используемые при обучении прошлых поколений детей, совершенно бессильны при работе с «цифровыми аборигенами», то есть детьми последнего поколения.

Мы должны серьёзно подумать, насколько современные педагогические вузы соответствуют произошедшим изменениям. Насколько готовы их выпускники к работе в изменившейся образовательной среде. Вопрос не праздный. Педагогические вузы, оказавшиеся в лихие 90-е годы на грани выживания, стали привлекать абитуриентов далеко не педагогическими специальностями. В целях экономии средств многие отраслевые кафедры методики предметного обучения были закрыты.

Абсурд: методика в ряде педагогических вузов является далеко не основной дисциплиной.

Это не голословные утверждения. Достаточно заглянуть в структуру ряда педагогических вузов. См. список педагогических вузов России.

Информационно-технологические знания

Говоря о информационно-коммуникационных компетенциях педагога, мы должны понимать, что информационные технологии постоянно развиваются, что затрудняет точную формулировку определения того, что на самом деле означают информационно-технологические знания. Обычно они трактуются как способность использовать их для доступа к информации, её поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения). Но это общая формулировка, которая не может приблизить нас к пониманию специфики использования информационных технологий в образовании.

В связи с этим мы встречаемся с целым рядом проблем.

Прежде всего, это игнорирование понятия информационно-образовательных технологий. Декларирование перехода к цифровой школе отнюдь не подвигает нас к пониманию места учителя в новой образовательной среде, его готовности работать в новых условиях. Лишь в одном-двух педагогических вузах России имеются кафедры цифровой (мультимедийной) дидактики.

Сама цифровая дидактика как педагогическая дисциплина с описанием специфических методик, методов, приёмов, инструментов обучения фактически отсутствует.

Говоря о цифровых инструментах, российский учитель поставлен в крайне сложные условия их большого дефицита в отечественном информационном пространстве.

аоп

Перед вами перечень цифровых инструментов, которыми должен быть современный учитель. А теперь давайте вспомним соответствующие отечественные платформы… Как правило, их крайне мало или по некоторым позициям вообще нет.

Все три постоянно изменяющихся составляющих требуют от учителя непрерывного самообучения, самосовершенствования, что, конечно, отнимает много сил и времени. В таких условиях неизмеримо возрастает роль административных органов всех уровней, педагогических вузов и учреждений повышения квалификации. Необходима их максимальная оперативность, гибкость и постоянное сопровождение в связи с постоянно меняющимися обстоятельствами.

Нельзя постоянно надеяться лишь на педагогический талант, на природную интуицию учителя и его способность профессионального выживания в неблагоприятных для него  условиях. Нужны конкретные меры не только по совершенствованию материально-технической базы школ (чего, действительно, очень много), но и прорывным шагам по совершенствованию трёх источников и трёх основных частей профессионализма учителя.

Комментарии к “Три источника и три составных части профессионализма учителя

  1. Евгений говорит:

    Георгий Осипович, браво! Вы всегда зрите в корень. Непонятно только куда таращат очи чиновники в образовании!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.