Проблемы развития устной речи учащихся по-прежнему остаются весьма актуальными. Эта публикация является продолжением вышедшей почти два года назад в Дидакторе статьи Как организовать эффективный устный опрос?
Известен приём, когда учитель приглашает ответить двух учеников, которые отвечают по очереди, по несколько предложений, продолжая ответ друг друга.
Конечно, же такая педагогическая ситуация имеет место быть. Однако не всегда в итоге мы получаем гармоничный ответ, т.к. каждый из учеников выстраивает свой алгоритм ответа. С другой стороны мы по-достоинству можем оценить, как ученик импровизирует, продолжая фразу своего товарища.
Однако зачастую он оказывается в тупике, долго ищет выход из сложившейся ситуации.
Предлагаю несколько других вариантов УСТНОГО ОТВЕТА В ПАРЕ.
1.Вопрос — ответ.
Один ученик задаёт вопросы по определённой учителем теме, а другой отвечает. Это своеобразный вариант приёма Пресс-конференция, только в роли журналиста выступает лишь один ученик, который берёт интервью у своего товарища.
2. Поединок.
Приём напоминает теледуэль «Поединок». Вызываются два ученика. Учитель выступает в роли ведущего, который организует дискуссию, определяет тему обсуждения, задаёт вопросы. Возможен другой вариант, когда в роли ведущего приглашается третий ученик.
Остальным ученикам разрешается оценивать удачные ответы аплодисментами. Или в завершении дискуссии проголосовать, чьи аргументы им показались более убедительными.
3. Совместный ответ.
Ученики говорят по очереди, но не учитель прерывает их, а они сами договариваются об этом. Учитель даёт им на обсуждение немного времени. Ребята, к примеру, могут выступить в роли ведущих познавательной передачи.
В любом случае мы избавляемся от вызубренных ответов учеников. В условиях устного ответа в паре учитель оценит не только репродуктивные знания учащихся, но и свободное владение учебным материалом, умение ответить на нестандартные вопросы.
Добрый день! Хороший материал вы предоставили, Георгий Осипович! Давно практикую такую работу на уроках литературы, а с этого года придаю ей особое значение по причине добавления устной части на экзамене в 9 классе по русскому языку. Самый простой способ предварительной подготовки — наброски вопросов к изучаемому произведению. Ребята работают в парах, часто приходится становиться третьим, чтобы разгорячить диалог. Поскольку ребятам придется анализировать изображение, включаю в процесс работы диалог по сюжетному изображению. Ребятам нравится такая форма работы.
Большое спасибо за ценные дополнения