Этим приёмом педагогической техники я пользовался давно, когда и речи не было о мультимедийных средствах обучения. Смысл его заключается в том, что часть текста, изображения была недоступна. Приём представлялся в виде дидактической игры: ученикам необходимо было восстановить «повреждённую рукопись», какой-либо другой документ.
Как известно, большинство приёмов педагогической техники направлены на более рациональную и эффективную репродукцию знаний. Что само по себе неплохо.
Между тем, большей ценностью обладают приёмы педагогической техники, предполагающие более сложные мыслительные операции учащихся. Приём РЕКОНСТРУКТОР — один из них.
Безусловно, ученик, не владеющий знаниями по предъявляемой теме, не сможет восстановить текст.
В данном случае репродукция знания связана с очень важным процессом припоминания.
Припоминание определяется психологами как наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий.
Припоминание связано с другим важным мыслительным процессом ПОНИМАНИЯ. Реконструируя текст, а может какое-то изображение, схему ученик должен разобраться, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо.
Известный российский педагог-психолог И.В. Дубровина подчеркивает:
Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.
К. Д. Ушинский давал такой совет учителям:
не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, — то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.
Как видим, припоминание — сложный мыслительный процесс, требующий от ученика находчивости, активности, опоры на ранее полученные знания.
В свое время я пользовался бумажным вариантом этого приёма. Печатал тексты на печатной машинке, «замазывал» необходимые места. Сейчас мы имеем другую возможность: подготовить мультимедийный вариант данного приёма:
Как видим, технически выполнить данный приём несложно. Во многом напоминает по исполнению описанный ранее приём ШТОРКА. Но дидактически преследует другие и весьма полезные цели.
Здравствуйте!Можно ли выполнить данный прием в программе Power Point?
Конечно! Он и был выполнен в программе PowerPoint, а затем конвертирован во флэш.