Состоится ли импортозамещение в информационно-образовательных технологиях?

55d2baeea7457_importozameshchenie

Выступление Председателя правительства Российской Федерации М.В. Мишустина, безусловно, стало одной важнейших и  обсуждаемых новостей. Несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, вызванную пандемией и новыми пакетами санкций, вызванных горячей фазой российско-украинского конфликта, наша экономика не только не обрушилась, но и показывает свою стабильность и обнадёживающие перспективы. Учительское сообщество, конечно же, беспокоит то, что ожидает школы в свете последних событий. Очень хочется надеяться, что импортозамещение, которое происходит в экономике, коснётся и социальной сферы, а том числе и школы. Мы убедились, что слепое копирование западных идей, которые стали чуть ли не базовыми в нашем образовании (болонская система высшего образования,  ЕГЭизация среднего общего образования) привели к значительной потере престижа отечественной школы, породило массу проблем не только в обучении, но и в воспитании детей. Беспокоят и вопросы цифровизации образования, где замечается явная пробуксовка.

Конечно же, впечатляют результаты в развитии школьной инфраструктуры.

ZZ9Tf4y3pQmNfcnAX4qLB4aYg49ON7Qn

Однако беспокоит старый подход Министерства просвещения к вопросам цифровизации образования. По-прежнему цифровизация продвигается по пути «наращивания мускулов». В этом нас убеждают данные Министерства по проекту Цифровая образовательная среда.

данные

Помимо впечатляющих достижений в оборудовании и интернет-обеспечении нам необходимо обратить самое серьёзное внимание на цифровые образовательные ресурсы.

Дидактор уже писал о явной попытке навязать монополию министерства на цифровое обучение. Об этом ваш покорный слуга писал все 12 лет существования сайта. Что из себя представляют государственные дистанционные платформы мы уже знаем. Опубликованная ещё 31 октября статья в Дидакторе о онлайн платформе Цифровой образовательный контент, продолжает дополняться возмущёнными комментариями педагогов, учеников и родителей.

Между тем, возникла и другая головная боль, к которой наша школа явно не готова. По данным всероссийского исследования, проведённого «Академией Айти», российские школы до сих пор используют 88,8% импортного ПО.

По тем же данным

 проникновение отечественного софта в российских школах не превышает 6%, при этом до 30% опрошенных педагогов ничего не знают о российском ПО. По мнению исследователей, проблемы импортозамещения ПО в школах связаны с отсутствием чётких ориентиров и планов перехода.

Помню одну из Всероссийских конференций, посвящённых информатизации образования лет десять назад, когда раздражённый огульной критикой образовательных чиновников, представитель российской IT-компании бросил такую фразу: «Вы сформулируйте свой заказ. И мы это сделаем». Но, к сожалению, до сих пор такой ясности, что же нужно практическому образованию, нет.

Боюсь предположить, что животрепещущие вопросы импортозамещения в образовании могут вновь решаться в тихих кабинетах министерства просвещения.  Вместо скоропалительных решений необходимы тщательно разработанные стратегии.

1. Поставка программного обеспечения

Сначала несколько цифр.

Ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов приводит следующие данные:

Рынок отечественных операционных систем, установленных в российских школах, представлен продуктами на базе ядра Linux. В рамках 6% проникновения российских ОС, 3,2% рынка представлено ОС Astra Linux, 1% «АльтОбразование», 0,5% «Ред ОС», 0,5% Rosa Fresh.

Рынок отечественных и свободных офисных приложений, используемых педагогами в российских школах распределен между следующими продуктами: OpenOffice (СПО) – 22,7%, «МойОфис» – 18,6%, LibreOffice – 5%, «Р7-Офис» – 1%.

Как видим, образовательные учреждения столкнутся с серьёзными проблемами при переходе на отечественное ПО. На мой взгляд, не стоит торопиться особенно тем образовательным учреждениям, которые уже приобрели пакет Первая помощь от Microsoft.

В то же время, отечественные офисные приложения должны быть разработаны близкими по инструментарию к офисным приложениям Microsoft Office. Так учителям будет проще переходить на российские пакеты.

Особенно важно, чтобы операционные системы и все созданные приложения были надёжными и лёгкими в эксплуатации. И здесь спешка категорически противопоказана. Созданные продукты должны пройти тщательную независимую экспертизу. Иначе возможные системные ошибки могут привести к срыву работы всей образовательной системы и учебного процесса.

2. Платформы для дистанционного школьного обучения

Пора прекратить шарахания и авральный подход к созданию федеральных образовательных площадок. Особенно наглядно это видно на примере каталога онлайн курсов от ведущих образовательных платформ под названием Цифровой образовательный контент (ЦОК).

В России должна быть хотя бы одна полностью бесплатная образовательная платформа. За основу можно принять Российскую электронную школу, которая прошла серьёзные испытания пандемией. С учётом тех недостатков, которые проявились в первые дни удалённого обучения, а также необходимыми дополнениями в инструментарии учителя, эта платформа может быть весьма эффективной.

3. Цифровые инструменты учителя

На мой взгляд, это самый нерешённый вопрос, который требует срочного разрешения. Дидактор давно настаивал на том, что каждый учитель должен иметь под рукой целый ряд коробочных и онлайн конструкторов цифровых дидактических единиц различной направленности:

  • авторских образовательных платформ,
  • образовательных сайтов,
  • интерактивных рабочих листов,
  • онлайн презентаций,
  • интерактивных плакатов,
  • тестов и викторин,
  • цифровых дидактических игр,
  • учебного видео,
  • … и многого другого.

К сожалению, в этом многовекторном компоненте мы наблюдаем лишь эпизодические разработки отдельных IT-компаний (порой имеющих признание) и энтузиастов-одиночек. Дидактор общается со многими из них, и с сожалением убеждается, что Министерство просвещения никак не реагирует на эту серьёзную проблему.  Хотя финансовая поддержка создателей таких остро необходимых цифровых инструментов может обойтись в разы меньше, чем федеральные цифровые образовательные платформы.

Обладая такими инструментами, учитель смог бы максимально адаптировать свои авторские цифровые образовательные ресурсы к особенностям своего класса и своего предмета. Эффективность обучения в таком случае только выиграла бы.

Только в таком случае учитель сможет также создавать цифровые дидактические единицы для живой работы в классе. Таких примеров у нас крайне мало.

Безусловно, Дидактор затронул лишь часть проблем, касающихся новых реалий в отечественном цифровом образовании. Хочется надеяться, что новая эпоха в жизни государства приведёт к серьёзным и эффективным решениям в нашей образовательной системе.

Комментарии к “Состоится ли импортозамещение в информационно-образовательных технологиях?

  1. Евгений Анатольевич говорит:

    Георгий Осипович, здравствуйте! Все ваши замечания актуальны как никогда, Минпросвещения живет со старым представлением о цифровизации в образовании, чиновников интересуют только цифры, а качество обучения, удобство для всех участников образовательного процесса, их волнует меньше всего. Государственные школы уже уступают многим частным по уровню цифровизации, удобству и качеству образования. Подход Минпросвещения к отбору и внедрению качественного ПО нужно обсуждать с профессиональным сообществом педагогов и IT-ишников, а не в узком кругу дилетантов!
    Большое спасибо за Вашу гражданскую позицию и подвижнический подвиг во имя Отечественного образования!

  2. Анна говорит:

    Странная у него статистика. Общаюсь со многими педагогами, от OpenOffice (все открещиваются, пользуются LibreOffice, если нет лицензии на MS

  3. Людмила говорит:

    Спасибо за то, что поднимаете такую актуальную проблему. Государство в долгу перед школьным образованием области информационных технологий. Для нас уже привычно проводить уроки, планировать домашнее задание, осуществлять проектную деятельность и т.п., с использованием различных информационных технологий, на различных платформах и т.д. и сейчас наступил период трудностей, которые связаны с блокировкой ресурсов. И к сожалению нам ничего предложить пока не могут…

  4. Янина говорит:

    Здравствуйте. Может, я пропустила, но не анализировали ли Вы конструктор рабочих программ на сайте «Единое содержание общего образования»? Снова нам подсунули какого-то динозавра

    • Георгий говорит:

      Доброе утро, Янина! Спасибо за информацию. Нет, я не видел раньше этот сайт. Я заглянул туда. В принципе такая программа призвана упростить создание рабочих программ. На самом деле Министерство просвещения ещё раз показало, что по сути создание таких рабочих программ абсолютно не нужно. А сам конструктор можно было бы свести лишь до календарно-тематического планирования. Но для этого вовсе не нужно было бы создавать проект федерального уровня.

Добавить комментарий для Георгий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.