Сценарий редуктивного урока

learn more

В Дидакторе уже публиковался материал о технологии модульно-редуктивного обучения, о применяемых в данной технологии педагогических техниках, прежде всего, об авторской технике активно-продуктивного чтения. Теперь хотелось бы показать, каким образом работают эти инструменты непосредственно на уроке.

Вашему вниманию представлена матрица редуктивного урока. Такие матрицы выдаются каждому ученику и состоят из алгоритма учебных задач, направленных на самостоятельное  творческое усвоение учебного материала, создание целого ряда продуктов ученической  деятельности, что является конкретным воплощением идеи портфолио ученика и критерием для формирования его содержания.

В данном случае представлена самостоятельная работа учеников с новым учебным материалом. Но обратите внимание: ученики не просто «переписывают» параграф учебника или бездумно читают заданные учителем отрывки.

Они выполняют ряд  учебных действий по трансформации новых знаний. В течение всего урока многократно производится редукция знаний. Работа ученика на понимание учебного материала происходит посредством создания им собственных продуктов в виде учебных задач.

В течение урока меняются формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, когда ученики могут ознакомиться с выполненными заданиями своих товарищей, попытаться ответить на них.

Благодаря этому, происходит многократное оперативное повторение учебного материала, что сказывается на качестве его усвоения.

В ходе самостоятельной работы учеников учитель имеет возможность подойти к каждому: помочь, направить, проконсультировать. Но ни в коем случае не подсказывать!

Конечно, дело затратное. Приходится тиражировать матрицы, продумывать каждый из уроков, не повторяться. Но потеря времени стоит этого. Учащиеся осознанно относятся к своей работе на уроке.

Итак, пример.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

momomah-image001

(История России XVII-XIX вв. учебник для 10 кл. под ред. А.Н. Сахарова.  М. 2004.  §§ 12-13).

Дорогу осилит идущий… Тебе предстоит сегодня самостоятельно изучить и оценить деятельность одного из наиболее ярких представителей династии Рюриковичей. Собрав воедино учебный материал из §§ 12-13, проведи анализ происходивших событий, деятельности отдельных исторических персонажей и дай им оценку.

Цель поставлена. Вперед! В твоем распоряжении учебник, рабочая тетрадь. Ряд заданий направлен на работу в паре или группе. Если нетрудно, помоги товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью.

Шаг первый. Сформулируй вопрос к разделу «Крестовый поход в степь» (§ 12),  который начинался бы со слова «Кто…?».

Шаг второй. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.

Шаг третий. Впиши в схему недостающие слова.

tabl

Шаг четвертый. Сформулируй вопрос к разделу «Восстание 1113 г.», который бы начинался бы со слова «Почему…?»

Шаг пятый. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.

Шаг шестой. Впиши в схему недостающие слова.

shema

Шаг седьмой. Используя материал раздела «Владимир Мономах – великий киевский князь», заполни следующую таблицу.

tabl1

Шаг восьмой. Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна).

Первая строка — Владимир Мономах

Вторая строкадва прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа

Третья строка три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему.

Четвертая строка – ключевая фраза, раскрывающая сущность Владимира Мономаха

Пятая строкасуществительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения

Шаг девятый. Работа в группах.

Задание 1.

Закончите предложения:

Мы считаем, что Владимир Мономах …

Потому, что он…

Мы можем это доказать на примере …

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Владимир Мономах …

Задание 2.

Обсудите и выскажите свое коллективное мнение о том, какое из заданий на уроке вам больше всего понравилось и почему.

Какое не понравилось и почему?

Задание 3.

Подумайте, какие эпитеты можно было бы употребить в адрес следующих выдающихся личностей отечественной истории. Что их объединяет?

foto

По данной теме был спаренный урок. Работа в группах проводилась на втором уроке. Было время обсудить, поспорить. Оживлённо ребята выполняли задание 3. Они быстро поняли, что все четыре исторических персонажа объединяет одно имя.

Причём дали прозвища и двум более современным нам Владимирам. Выявили и общие черты в деятельности всех четырех, и, прежде всего, подчеркнули их реформаторскую политику.

Как-то раздал ученикам анкету с просьбой оценить такую организацию работы на уроке. Запомнился отзыв одного из учеников:

«Наконец-то я научился самостоятельно думать!»

Комментарии к “Сценарий редуктивного урока

  1. Равиль говорит:

    Доброго дня, Георгий Осипович. У меня есть вопрос: можно ли применять данную технологию для более младших классов?
    Могут ли пятиклассники (шестиклассники) заниматься самостоятельно.

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Равиль! На мой взгляд, можно и в 5-6 классе. Только учебные задачи готовить соответствующие. Больше игровых, занимательных, то есть соответствующих возрасту. Но, конечно, стоит сначала оценить степень подготовки пятиклассников. К сожалению, часто встречаются такие, которые еле читают после окончания начальной школы. С ними нужна отдельная работа.

  2. Эльмира говорит:

    Добрый вечер, уважаемый Георгий Осипович!Большое спасибо за предоставленный сценарий, урок, действительно, хороший.Получила большое удовольствие, читая Ваш сценарий, очень интересный и главное эффективный, прослеживается связь истории с литературой и русским языком. А главное, чего стоит отзыв ученика, до которого удалось достучаться. Удачи Вам!

  3. Карасёва Ольга Алесандровна говорит:

    Сценарий замечательный! Но ведь главное не сам сценарий, а идея, лежащая в его основе. Огромное спасибо за напоминание. Такая «встряска» нужна время от времени большинству из нас!

  4. Валентина говорит:

    Хотелось бы попробовать данную технологию на уроке английского языка, например, по домашнему чтению. Интересно, есть ли такой опыт на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе?

    • Георгий говорит:

      Этом мой авторский опыт. Данных об использовании на уроках иностранного языка нет. Но, на мой взгляд, эта технология вполне может быть использована и в преподавании этого предмета.

  5. Natali говорит:

    По-моему, десятиклассники способны на более продуктивную работу. Для них это слишком низкий уровень. Помню, когда училась в десятом классе, чтобы подготовиться к уроку по истории, приходилось сидеть в библиотеке несколько часов, перелопатить тонну литературы, чтобы затем получилась эффективная групповая работа по анализу экономических реформ в странах соцлагеря. Было трудно и очень интересно! так с тех пор прошло двадцать лет. Неужели теперь все так инфантильно?

  6. Вячеслав Букатов говорит:

    Здравствуйте Георгий Осипович! Рад, что опять случай свел меня с вами (мы познакомились в Новокузнецке). Хотелось бы плотно поработать с вами или вашем центром. У нас явно общие интересы, поэтому найдётся, что пообсуждать (например, как модифицировать социо/игровые технологии работы с репродукциями худ.полотен для урока, на котором у многих учеников будут планшеты).
    А сейчас о сценарии. В нём есть интерактивность, но её может быть на порядок больше (за счёт отказа от привычной регламентации, последовательности, предписаний). Не прописано, как получаются пары (а лучше бы тройки — тогда возможных позиционных претензий-стычек будет меньше).
    Если не против, то я могу прислать вам свою версию предложенного фрагмента (например, для экспериментальной проверки)…

    И ещё. Могу ли я перепечатать вашу статью «Техника интерактивного обучения» (с ссылкой на ваш сайт) на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК http://www.openlesson.ru/ — ?
    С уважением,
    Вячеслав Букатов

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! Конечно, я помню нашу встречу и благодарен Вам за очень полезное общение. Буду рад сотрудничеству. По поводу публикации «Техники интерактивного обучения», конечно, не возражаю.

Добавить комментарий для Равиль Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.