Опубликовано

  • 03.02.2012
  • в 04:48 ДП
  • Георгий

Приём педагогической техники А ЧТО ЕСЛИ?

0


Фев3

esli

Приёмов педагогической техники, направленных на организацию проблемно-поискового обучения, когда ученики поставлены в роль исследователей, изобретателей, очень мало. Учителю всегда необходимо создавать такие педагогические ситуации, когда ученик не просто воспроизводит учебную информацию, а использует свои знания для решения  нестандартных учебных задач.

Суть приёма.

Учитель предлагает применить имеющиеся знания о каком-то факте, явлении, законе в необычной ситуации:

«а что если…?»

«что произойдёт, если…?»

Для конструирования различных вариантов проблемных ситуаций можно использовать так называемые списки контрольных вопросов, которые представляют собой упорядоченный подбор различных трансформаций объекта в поисках наиболее удачного решения поставленной учебной задачи.

Первым такой список контрольных вопросов составил Алекс Осборн — автор методики мозгового штурма:

osborn

  • А что если увеличить?
  • А что если уменьшить?
  • А что если сократить?
  • А что если заменить какую-то часть?
  • А что если преобразовать?
  • А что если изменить какие-то параметры?
  • А что если использовать новую комбинацию узлов, компонентов?

И т.д.

Сейчас такие списки контрольных вопросов представлены педагогами ряда стран. Но суть одна: творческое решение задач.

До сих пор с восхищением вспоминаю нашего учителя математики. Честно говоря, я не всегда выполнял домашние задания, за что получал двойки. Но на уроках учитель не жалел пятёрок за каждый новый и красивый способ решения сложной задачи. Иногда удавалось за 45 минут получить несколько отличных оценок и тем самым «закрыть» плохую оценку.

Часто мы получали такие сложные задачи на дом. Это был непередаваемый азарт познавательного поиска! Каждый оригинальный способ решения вызывал искреннее восхищение нашего учителя.

Как видим, в отличие от технологических приёмов группового творческого мышления «Шесть шляп» или «Морфологический ящик», данный приём может быть использован как в работе с микрогруппами, так и индивидуально. Кроме того, приём «А что если…?» сконцентрирован на более оперативное решение проблемной задачи.


Похожие статьи:

Оставьте ваш отзыв:
Приём педагогической техники А ЧТО ЕСЛИ?

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.