Приёмов педагогической техники, направленных на организацию проблемно-поискового обучения, когда ученики поставлены в роль исследователей, изобретателей, очень мало. Учителю всегда необходимо создавать такие педагогические ситуации, когда ученик не просто воспроизводит учебную информацию, а использует свои знания для решения нестандартных учебных задач.
Суть приёма.
Учитель предлагает применить имеющиеся знания о каком-то факте, явлении, законе в необычной ситуации:
«а что если…?»
«что произойдёт, если…?»
Для конструирования различных вариантов проблемных ситуаций можно использовать так называемые списки контрольных вопросов, которые представляют собой упорядоченный подбор различных трансформаций объекта в поисках наиболее удачного решения поставленной учебной задачи.
Первым такой список контрольных вопросов составил Алекс Осборн — автор методики мозгового штурма:
- А что если увеличить?
- А что если уменьшить?
- А что если сократить?
- А что если заменить какую-то часть?
- А что если преобразовать?
- А что если изменить какие-то параметры?
- А что если использовать новую комбинацию узлов, компонентов?
И т.д.
Сейчас такие списки контрольных вопросов представлены педагогами ряда стран. Но суть одна: творческое решение задач.
До сих пор с восхищением вспоминаю нашего учителя математики. Честно говоря, я не всегда выполнял домашние задания, за что получал двойки. Но на уроках учитель не жалел пятёрок за каждый новый и красивый способ решения сложной задачи. Иногда удавалось за 45 минут получить несколько отличных оценок и тем самым «закрыть» плохую оценку.
Часто мы получали такие сложные задачи на дом. Это был непередаваемый азарт познавательного поиска! Каждый оригинальный способ решения вызывал искреннее восхищение нашего учителя.
Как видим, в отличие от технологических приёмов группового творческого мышления «Шесть шляп» или «Морфологический ящик», данный приём может быть использован как в работе с микрогруппами, так и индивидуально. Кроме того, приём «А что если…?» сконцентрирован на более оперативное решение проблемной задачи.