Перспективы онлайн обучения в новом учебном году

EhS7u8zeFX8

Прошу извинить читателей Дидактора за вынужденный перерыв, связанный с небольшим отдыхом на черноморском побережье. Получил в личку от учителей несколько тревожных вопросов. Всё в порядке. Продолжаем работать в «штатном» режиме. И хочу отреагировать на ту новость, о которой все недавно узнали. Роспотребнадзор отменил все ограничения. Отменяется в том числе масочный режим и запрет на работу общепита. Ну что ж, можно выдохнуть спокойно. Кажется, пандемия ушла в недавнее беспокойное прошлое, и можно продолжить учебную работу в обычном и привычном режиме. Но из нашей памяти и практики, безусловно, не выкинуть тот период, когда пандемия потребовала от нас серьёзной перестройки в организации занятий. И, конечно же, полного возврата к привычному образовательному процессу уже не будет. После нескольких месяцев пребывания дома ученикам было очень трудно возвращаться в класс. Многие восприняли онлайн обучение не только как возможность законно «прогулять», но и самостоятельно заниматься.

Введённые чрезвычайные обстоятельства способствовали самообучению и вызвали повышенный интерес к онлайн-курсам. Итак, если ваша преподавательская практика в дальнейшем плавно переходит в цифровое пространство под влиянием этих изменений, эта статья для вас. В ней некоторые рекомендации по планированию смешанного и онлайн обучения.

Подготовка

На начальном этапе вам следует продумать несколько важных аспектов. Во-первых, вам необходимо определить план действийЧто вы ожидаете от учащихся и что им нужно от вас, если вы на определённом этапе будете использовать частично или полностью различные формы онлайн обучения? Рассмотрите каждый из пунктов, которые вам необходимо охватить во время прохождения курса:

  • организация обратной связи с учащимися
  • размещение материалов для самостоятельного изучения
  • определение домашних заданий
  • проведение онлайн-занятий

В период подготовки к новому учебному году вам нужно составить список конкретных задач и действовать по плану. И, конечно же, изучаемые учебные материалы также необходимо привести в порядок.

Это требует определённого времени и, без сомнения, некоторых усилий по подготовке образовательного контента: критично отнеситесь к тому, что имеется, добавьте новое или трансформируйте имеющийся учебный материал в новые формы.

Создание базы видеоуроков

Создание  видеоконтента для ваших онлайн-занятий является одной из важнейших задач. Ищите имеющиеся коллекции видеоуроков, создавайте их сами. Второй вариант часто предпочтительнее, так как вы ориентируетесь именно на своих учеников, зная их особенности и уровень подготовки.

Прежде всего, записывайте видео по тем темам, которые ученикам трудно понять. В любое удобное время учащиеся могут перейти к файлам, хранящимся на вашей странице в социальных сетях, личном веб-сайте или образовательной онлайн-платформе и повторить материал.

Вы можете создать на своей авторской образовательной платформе раздел с ответами на часто задаваемые вопросы или решениями интересных проблем и задач. Обсудите с учениками, что они хотели бы добавить. Не забывайте об авторских правах, если вы используете чужой видеоконтент. И в то же время введите элементы защиты своих авторских прав, такие как логотипы, авторские подписи  на своих видеороликах.

Выбор коммуникационной платформы

В целом, в настоящее время существует множество платформ и приложений для онлайн-обучения. Они делают обучение удобным, объединив различные функции и форматы в едином интерфейсе.

Некоторые из самых популярных и полезных: Zoom, Яндекс.Телемост, Видеозвонки Mail.ru, ВКонтакте.

Проконсультируйтесь с учениками, с какими инструментами они знакомы. Чему отдают предпочтения. Кроме того, учащиеся часто общаются друг с другом в социальных сетях. Хотя эта услуга и не предназначена специально для онлайн-обучения, её можно использовать для онлайн-уроков с голосовым чатом и совместным использованием экрана.

Однако привязка только к одной платформе — не лучшее решение, потому что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, такие как перезапуск программы, обновления или слишком большая нагрузка на канал. Обязательно нужно иметь запасной вариант в виде Skype, WhatsApp или Telegram.

Обязательно узнайте технические возможности учащихся, смогут ли они войти в предлагаемую вами систему с помощью телефона, то есть вам нужно выбрать совместимые с портативными устройствами образовательные онлайн платформы.

Соблюдение правил

Как показывает практика, онлайн-уроки часто сопровождаются множеством отвлекающих факторов, например, появлением домашнего животного, который прижался к ученику. Кто-то начинает переписываться с друзьями в социальной сети.

Более того, некоторые ученики умудряются подключаться к онлайн-занятиям без включенной видеокамеры, оставаясь в кровати и повернувшись на другой бок.

Поэтому важно придерживаться определённых правил, с которыми необходимо ознакомить учащихся на первых онлайн встречах.

Например, чтобы помочь ребятам оставаться сосредоточенными на занятии и заниматься только учёбой, попросите их включить свои камеры, отключить уведомления на своих телефонах. Или положить мобильные устройства лицевой стороной вниз и закрыть все сторонние вкладки, чтобы ученики не отвлекались.

Почаще используйте банальные переклички или совместную деятельность. Платформы, которые помогают индивидуализировать синхронное и асинхронное удалённое обучение.

разнообразие учебного процесса

Вы можете предложить ученикам различные формы занятий. Проведение онлайн уроков или интерактивных занятий несколько раз в неделю вызовут оживление учеников и они будут более охотно продолжать работу. Рассмотрите возможность проведения дискуссий на актуальные и интересные темы, чтобы сохранить вовлечённость учеников в образовательный процесс.

Заключение

Виртуальное пространство стало источником множества возможностей для профессионального развития и личностного роста на протяжении всей жизни. Люди всё больше заинтересованы в получении нового опыта и навыков с помощью онлайн образования. И поэтому задача учителя, помимо собственно обучения, — сделать ознакомление учеников с миром знаний  максимально полезным, приятным и рационально выстроенным. По сути, на онлайн занятиях мы готовим учеников к будущей самостоятельной профессиональной работе и обретении себя.

Комментарии к “Перспективы онлайн обучения в новом учебном году

  1. Елена Бобырь говорит:

    Огромное спасибо за статью. а особенно за ту помощь, которую вы оказываете учителям в их работе. Каждую статью жду с нетерпением. очень многое использую в своей работе. Помогите, пожалуйста, выбрать платформу для проведения августовского педсовета. В школе капитальный ремонт. К сентябрю не успевают и педсовет придётся проводить через платформу.
    С уважением, Бобырь Елена Валентиновна.

    • Георгий говорит:

      Добрый день, Елена Валентиновна! Хотелось бы уточнить, для чего платформа. Если для онлайн конференции, то лучше выберите Яндекс.Телемост. Она полностью бесплатна, вы не ограничены во времени, а количество участников вашей конференции, надеюсь будет не больше 40 человек. Есть возможность записать педсовет.

      • Елена Бобырь говорит:

        Спасибо! А есть ли российские платформы для проведения онлайн педсовета(новые разработки). которые разрешены к использованию в школах России?

        • Георгий говорит:

          Здравствуйте, Елена! Из бесплатных отечественных платформ рекомендую вам Яндекс.Телемост. Вы не будете ограничены по времени, сможете записать онлайн педсовет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.