Памятка критически мыслящему ученику

kritik

Как известно, работа учащихся с интернет-ресурсами для подготовки сообщений, рефератов, докладов и просто для обучения представляет большие трудности как них самих, так и для учителя при анализе представленного учеником материала, его оценке.

При тотальном распространении веб-технологий цифровая грамотность приобретает совершенно другой уровень. Важно не только правильно пользоваться цифровыми средствами массовой информации, но уметь «фильтровать» огромный вал информации по изучаемой теме.

Характер среды, через которую передается сообщение, столь же важен, как и само сообщение. Именно в этом контексте и следует рассматривать цифровую грамотность ученика и учителя.

Только благодаря такому осознанному пониманию мы можем воспитать критически настроенных цифровых учеников, которые могут безопасно перемещаться по бескрайним просторам интернета, разгребая огромные информационные завалы и находя драгоценные крупицы важных новых знаний.

Для того, чтобы помочь ученикам в этом сложном познавательном процессе предлагаю небольшую памятку критического осмысления медиатекста (сообщения, текста любого медийного вида и жанра).

  1. Какой жанр представляет данное сообщение? (например, реклама, новости, публицистика, научная статья)
  2. Каков характер текста? (например, энциклопедическая статья, научная статья (подкреплённая ссылками, доказательствами), популярная статья).
  3. Кем написана статья? (указан автор, анонимная, коллектив авторов).
  4. Насколько доступен для вас этот материал?
  5. Как эта информация поможет вам в понимании изучаемой проблемы (факта, события, явления)?
  6. Чьей точки зрения придерживается автор данного сообщения (статьи)?
  7. Какую цель преследовал автор данного сообщения?
  8. Учитываются ли в тексте другие имеющиеся точки зрения по данной проблеме?
  9. Предполагается ли в сообщении (статье), что у вас есть какие-то предварительные знания, чтобы понять это?
  10. Имеется ли для вас в данном сообщении новая информация? Какая именно?
  11. Совпадает ли точка зрения автора с вашей? Если вы не согласны, то почему?
  12. Какие точки зрения, если таковые имеются, замалчиваются в тексте и почему?

На мой взгляд, выступление ученика, представление им письменного сообщения должно обязательно начинаться с такого анализа. Это во многом поможет и нам для оценки ученической работы, убедиться, насколько самостоятелен был ученик, насколько свободно владеет учебным материалом.

Читайте в Дидакторе на эту тему:

  1. Как научить детей критически мыслить?
  2. Критическое мышление. Стратегия и тактика.
  3. Технология развития критического мышления. Аналитическая карта.

 

Рубрики: Приёмы педагогической техники | Метки:

Один комментарий к “Памятка критически мыслящему ученику

  1. Елена говорит:

    Спасибо!
    Очень ценный материал для учителя, дающего задание ученику и для ученика.

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.