Как и другие образовательные технологии, технология критического мышления нуждается в определённом инструментарии. Помимо уже описанных в Дидакторе приёмов, хочу перечислить ещё несколько методических рекомендаций.
Технология развития критического мышления по-прежнему остаётся одной из наиболее популярных образовательных технологий. И это не удивительно, так как она охватывает все виды познавательной деятельности учащихся:
- знание
- понимание
- применение
- анализ
- синтез
- оценка.
Для того, чтобы стимулировать эту деятельность, попробуйте настроить учеников по следующим направлениям.
1.Рассматривать любой учебный материал как возникшую когда-то проблему, ВЫЗОВ
Любое изобретение, открытие когда-то начиналось как возникшая проблема. Учёный-одиночка или группа занялись решением этой проблемы. Подумайте:
- Какие задачи они рассматривали?
- Какие трудности, тупиковые пути решения возникали?
2. Использовать известные данные для рассуждений
Обучение начинается с вопросов. При знакомстве с идеями других людей, не уставайте их задавать.
Хорошо сформулированный вопрос — путь к будущим решениям.
3. Наблюдайте, думайте и задавайте вопросы
В ходе самого процесса подвергайте всё сомнению.
- Почему сделано так?
- А если выполнить следующим образом…, что будет?
4. Сделать обоснованные решения
Умение задавать правильные вопросы помогут вам сделать обоснованные решения. Это те решения,которые основаны на фактах, но даже факты должны рассматриваться скептически.
Всегда старайтесь получить хорошее представление о казалось бы известных фактах. Стремитесь к объективности. Обоснованные решения приходят часто на стыке знаний из различных предметных областей.
Эти советы ученикам можно оформить памяткой. Или предложить некий алгоритм действий.