Ошибки как трамплин для дальнейшей учёбы

11_2993О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин

Когда мы учимся, мы неизбежно совершаем ошибки. Как учитель, я всегда призывал учеников рисковать и хвалил их, когда они выходили из зоны комфорта, мучались, терзались. И я не спешил поправлять их. Ещё в первые годы своего учительства я понял, ошибки — это важная составляющая обучения.

Слушаю ученика. Да, всё верно, он говорит правильно. Заученно. Но я недоволен. Почему? Потому что я знаю, что любой каверзный вопрос поставит его в тупик.

Ученик знает, но не понимает.

И моя задача, как учителя, не кивать одобрительно головой, слушая вызубренные фразы, а провоцировать ученика на ошибки и на поиск истины.

Ошибки или промахи?

Безусловно, есть различные виды неточностей. Ошибки, ошибки… Есть ли разница между ними?

Учителю очень важно разобраться в природе ошибки.

Обратите внимание, какие разные толкования ошибки встречаются в словарях:

Непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной.

Или такое:

Ошибка — несоответствие между двумя группами объектов, один из которых является эталоном (грамматическое правило, отклонение от стандарта, свода правил, правильный ответ на задачу, решение, которое привело бы к желаемому результату), а второй — чем-то, имеющим место в действительности.

В иностранных словарях нашёл такое толкование:

Ошибки — это неточности, вызванные беспокойством, усталостью или другими причинами. Ученики знают правильную форму, но не производят ее. Если им будет предложено, они смогут исправить свою ошибку.

Действительно, ошибка многогранна. И очень важно разобраться, где её истинные причины.

Постоянные ошибки

Вы обращали внимание на ту ситуацию, когда вы исправляете у ученика одну и ту же ошибку снова и снова, а он всё равно может повторить её. Это одна из самых сложных ситуаций. Она заслуживает особого внимания. Во время заучивания, произошло неверное сканирование учебной информации, которое глубоко засело в уме ученика. Если вовремя не вмешаться, то эта ошибка станет убеждением. Выход один: погружение, самостоятельное исследование учеником поставленной перед ним учебной проблемы.

Как можно привлечь внимание учеников к распространённым ошибкам и их искоренению?

Прежде всего, запишите ошибки

Помните старый учительский приём — работу над ошибками? Это самый важный шаг. Создайте словарь ошибок, созданных вашими учениками. Время от времени используйте этот список, чтобы напомнить учащимся правильные версии. Обновляйте словарь, добавляйте в него новые ошибки в течение года. Как вы можете использовать этот словарь ошибок?

1. Онлайн тесты

Создавайте тесты в одном из онлайн конструкторов. Используйте ошибки как неправильные варианты ответов. Время от времени тестируйте учащихся.

2. демонстрация ошибок на доске

Напишите эти ошибки на доске. Ученики работают группой: один может исправить одну ошибку, а затем передать мел или маркер своему товарищу по команде, чтобы исправить следующую ошибку.

3. НАЙДИ ОШИБКУ

Дайте ученикам задание, текст, где вы делаете умышленные ошибки. Пусть они найдут их. Причём не указывайте, какое количество ошибок вы специально ввели.

4. ПРОВОКАЦИЯ

Оно отличается от первого тем, что вы не предупреждаете учеников об имеющихся ошибках. Вы задаёте примеры, учебные задачи, в которые заведомо ввели ошибки. Безусловно, ученики будут в недоумении, что у них что-то не получается. Особенно трудно им поверить, что учитель ошибся.

ВЫВОДЫ

Постоянная работа над ошибками постепенно избавит учащихся от бездумных, механических ошибок. Безусловно, ошибки будут. Главное, чтобы большей часть они были муками поиска. И это нормально. Не торопитесь исправлять ученика, фиксировать его ошибку. Создайте ситуацию, когда он сам убедится, что выполнил поставленную задачу неправильно.

Читайте ещё в Дидакторе:

Лови ошибку

Работа над ошибками как приём педагогической техники

Как учить на ошибках в условиях очного и дистанционного обучения?

Один комментарий к “Ошибки как трамплин для дальнейшей учёбы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.